Allerseelen (Австрия), Оцепеневшие (Россия)
Клуб «Place», в котором был намечен совместный концерт «российских мастеров гитарного дрона Оцепеневшие и австрийских корифеев краут-попа Allerseelen», за свою недолгую историю уже стал, пожалуй, индустриальной меккой Северной столицы. И хотя он не имеет пока такого богатого «послужного списка», как московский «Дом», но интенции в этом направлении обнадеживают. Да и в самом клубе приятная атмосфера и уютные диваны. ;)
Первыми вышли Оцепеневшие и сыграли нечто такое, что словно железными клещами смыкается на горле и действительно вводит в какое-то оцепенение. В домашних условиях, пожалуй, я бы такое слушать не стал (уж лучше старый добрый doom), но в клубных условиях вполне-вполне. Правда, времени это заняло предательски мало ведь подобный дрон нужно смаковать неспеша, методично, проникновенно. А так подразнили и кончили. ;)
Ну а затем начался «эсхатологический рок-н-ролл» от герра Герхарда, сиречь Адама Кадмона. Сей человечище известен как весьма продвинутый традиционалист и мистик, издатель эзотерического журнала «Aorta». А в музыкальном плане как автор довольно неординарных, эмбиентно-индустриальных альбомов, которые сначала выходили на редких кассетах, а потом на дорогих винилах. Плюс интересные коллаборации с Blood Axis, Changes и O Paradis. Это я все упоминаю для того, чтобы сказать, что в этот раз (с Оцепеневшими) все было не совсем так. То есть, концептуальная «подложка» была вполне кадмоновской (вселенная Георга Тракля), но вот музыкальная… Как бы не характеризовали творчество Кадмона («апокалиптический краут-поп», например), но мне совершенно очевидно, что оно от альбома к альбому меняется до чрезвычайности. И то что он сделал в этот раз с Оцепеневшими, не найти ни на недавних его релизах «Hallstatt» (2007) и «Edelweiss» (2005), ни на совсем ранних шедеврах «Sturmlieder» (1997) или «Gotos=Kalanda» (1995). Ни тем более на сплитах с неофолковыми коллективами (такими как Men Among the Ruin (2006) с Changes). Музыкально это выглядело как плотный и быстрый электронно-дроновый рок-н-ролл, который Герхард еще и пытался перекричать. Отделить одну композицию от другой, не будь пауз, было бы довольно сложно, зато все звучало энергично, зажигательно и… стебно. Да, я не мог отделаться от ощущения, что слушаю совершенно отвязный стеб, в котором «старому, доброму року» предлагается отплясывать какие-то неуместные для его возраста па. Очаровательные притоптывания Кадмона ножкой в такт лишь усиливали это чувство. После таких мыслей воспринимать Allerseelen серьезно и ассоциировать их выступление с трагической поэзией Тракля совершенно расхотелось. Впрочем, не в укор Кадмону и Оцепеневшим ни в коем случае. Ибо каждому овощу свой фрукт. Достаточно было покориться неуемной энергии этого немца, то отплясывавшего кругами перед сценой, то замиравшего с юберменшевским выражением лица, и состояние радости приходило самовольно. Видимо, достижение его и было тайной целью Кадмона, который привез в холодную Россию конечно же не Тракля, не «Aорту» и даже не Allerseelen, а прежде всего самого себя, свой уникальный опыт постижения сокровенных глубин и радикальных просторов. А там поди отличи, простой стеб ли это, или дзенский удар музыкальной палкой?
Автор: Zangezi