Идея посещения воронежского фестиваля была, пожалуй, самой спонтанной и безумной идеей этого лета. Но уж коли мы подписались на подобную авантюру, то надо было продумать оптимальный вариант того, как можно было бы добраться до места проведения мероприятия с наименьшими потерями. Это было не так просто, поскольку в Воронеже мы прежде не бывали, а информация от организаторов поступала весьма скупо, – до самого последнего дня мы не знали даже название турбазы. По всему получалось, что вариантов для нас было три: добираться до места проведения заказным автобусом из Москвы вместе с группами и остальным народом, или ехать туда самостоятельно на машине или поезде. Первый вариант мы отмели сразу, ибо малодушно испугались перспективы выезжать из Москвы в час ночи, затем полночи квасить, оставшуюся ее часть проспать, скрючившись на сиденье, и в итоге приехать на фестиваль с жутким недосыпом и опухшей мордой, хотя это было бы, конечно, весело. Вариант с машиной был наиболее удобный, но его мы отвергли из-за непреодолимых разногласий по поводу того, стоит ли нам выезжать вечером или рано утром. В итоге решили ехать на поезде – дешево и сердито, стоимость плацкарта 700 рублей в 1 сторону (для сравнения, столько же стоил автобус).
День первый (07.08.2009)
Итак, 7 августа в 10 часов утра наш поезд прибыл на станцию Придача, – ту самую, про которую предупреждали, что это индустриальное гетто и лучше там не задерживаться. Может это и так, но яркий солнечный свет помог сгладить негативное впечатление, да и районная гопота еще не вышла на обход территории. Купив на дорожку пивка и яблок у местной бабульки, мы направились на стоянку такси. По уверениям организаторов, дорога от Придачи до турбазы должна была стоить 200-250 рублей, поэтому, когда таксёры заломили 400, мы возмутились и сели в автобус, проезд на котором стоил, смешно сказать, 7 рублей. При этом нас приятно удивило дружелюбие воронежцев, которые спрашивали, куда нам надо и подсказывали, где именно выйти, чтобы пересесть на нужный нам автобус. Порадовало еще и то, что в воронежских автобусах играет радио. Громко :) Наконец, мы добрались до станции Дубовая, откуда до феста было уже рукой подать. Времени впереди у нас было еще предостаточно, и я решила осуществить свою идею фикс, – зайти в местную парикмахерскую и сделать прическу. Пока я наслаждалась местным парикмахерским сервисом, Миша осмотрел прилегающую к станции местность и обнаружил (о, чудо!) великолепное копченое пиво «Артель», которое существенно скрасило его ожидание. В процессе потребления данного напитка он развлекал парикмахерш перлами, типа: «Света, в лес нельзя ехать с кривыми волосами, соек распугаешь», или «чтобы она стала красивее, ей не надо выпрямлять волосы, просто мне надо выпить пива».
В конце концов мы достигли финального этапа нашего путешествия, от места проведения фестиваля нас отделяло всего семь километров! Мы снова закинули удочки к местным таксёрам, но те оказались еще большими жлобами, чем на Придаче, – 250 рублей и точка, по этому бездорожью, типа, они дешевле не поедут. Мы, разумеется, на их условия не согласились и вскоре встретили на остановке растерянных воронежских девушек, ожидающих фестивальный автобус. Расписания этих самых автобусов ни у кого, конечно же, не было, и это, с моей точки зрения, один из минусов организации. Попытки поймать попутку не увенчались успехом, ибо все, похоже, боялись сажать нас из-за черной одежды и рюкзаков. После пятнадцати минут топтания на обочине жизни мы уже готовы были сдаться и поехать на такси, но тут к нам подрулила Mazda, и двое отвязных ребят нас все-таки подобрали. Должна сказать, что это была самая экстремальная поездка в моей жизни. Ребята оказались отдыхающими с соседней турбазы, которых отправили в магазин за дозаправкой в виде водки. По узкой проселочной дороге с горками, буераками и крутыми поворотами они гнали свою «лошадь» как по скоростной трассе, глуша при этом пиво и слушая нарко-рэп. Уже оказавшись в машине, мы заметили, что у парнишек совершенно стеклянные глаза, и тут нам стало реально страшно влететь во встречную «тачку» или в какую-нибудь сосну. Когда я выходила из их колымаги, то у меня тряслись руки и подгибались колени, но впереди мы увидели надпись «Факел» и толпу характерно одетых людей, после чего на душе заметно потеплело. Мы достигли цели!
Нас обилетили и расселили достаточно быстро, а накладок со списками и местами в домиках при нас не возникало, за что отдельное спасибо организаторам. А вот у горничных там были такие же стеклянные глаза, как и у подвозивших нас парнишек, и тормозили они по страшному. Тетка, провожавшая нас в домик, в ответ на робкие вопросы о наличии на территории «санатория» душа посоветовала нам взять мыло (хорошо хоть без веревки! ;)) и сходить на речку, типа они тут все так делают :) Вскоре после этого мы дошли до места нашего проживания «улучшенного номера», который представлял из себя убитую временем халупу с обшарпанными стенами, пружинной кроватью, провалившейся как только мы на нее сели, с лопнувшей лампочкой и проржавевшим туалетом «Silent Hill style», который мы использовать по назначению побоялись, так как справлять естественную нужду в лесу оказалось гораздо комфортнее. Слегка шокированные столь экзотическими бытовыми условиями, мы отправились на поляну к сцене, чтобы выпить пива, познакомиться с народом и обозреть окрестности.
Надо отметить, что окружающая природа была действительно великолепна. Сосновый лес, пронизываемый солнечными лучами, речушка и кристально-чистый воздух заповедника после асфальтовых джунглей мегаполиса и индустриального гетто «Придача» казались чудом. Фестивальная поляна была небольшая и весьма компактная. На ней находились остатки некогда располагавшейся там детской площадки с лесенками, турниками и качелями, на которых сидели, кувыркались и качались готы. Все это показалось нашему неискушенному взгляду вполне себе индустриально-романтично и напомнило небезызвестный город Припять. Что же касается сцены, то она сильно позабавила нас материалом, из которого была сделана, это были сосны, которые, судя по всему безмятежно росли неподалеку еще каких-то пару дней назад :) Справа от сцены находился так называемый бар. Надо сказать, что ассортимент его был весьма скуден: чипсы, растворимые супы, маринованные грибочки, малосольные огурцы и прочие соленья (весьма, правда, неплохие), плюс гамбургеры, вокруг которых вились мухи. Впоследствии там появилась еще вареная кукуруза, картошка и жареные колбаски. Но больше всего нас порадовало наличие разливного нефильтрованного пива «Воронежское» по 50 рублей за поллитра, пилось оно с упоением и голова наутро не болела.
Пообщавшись с народом, мы прослышали о наличии столовой на соседней турбазе и решили сходить туда на обед, поскольку из горячего в баре еще ничего не было готово, а саундчек подзатянулся. Обеда нам не досталось, но зато мы обнаружили столовку, палатку с пивом при ней (открытую только во время завтрака, обеда и ужина), еще одну палатку с более широким ассортиментом (закрытую, с нацарапанной на ней надписью: «мудак, напиши свой график работы!») и речку с небольшой лодочной станцией. Заодно посмотрели, как там отдыхают люди, – в обшарпанных коттеджах, которые были получше наших, но с занавесками вместо дверей…
В ходе этих блужданий мы пропустили первую группу, RIDDLE (Москва), которые выделялись среди посетителей своим клоунским внешним видом: ночными рубашками, зелеными волосами и накрашенными губами. Мы подоспели как раз к воронежцам FIVE TIMES DEFEAT, которые играли неплохой олдскульный готик-рок. Солист-гитарист напомнил Дэйва Гаана (Dave Gahan) из Depeche Mode образца 1993 года и очень старался завести толпу, но ему мешала гитара :) Да и народу на поляне в тот момент было немного, – кто-то отсыпался в своих домиках с дороги, а кто-то еще просто не доехал, но все, кто на площадке в тот момент был, довольно резво приплясывали. Гвоздем программы стал кавер на песню Placebo “Every Me, Every You” – безошибочный хит, который и мертвого поднимет.
После готик-роковых воронежцев на сцену вышли новички из Москвы, QUEENS OF MESCALINE, выступавшие недавно на организованной мною Cure party 21-го апреля. Надо сказать, что за 3 месяца, которые прошли с той достопамятной вечеринки (а то был их второй концерт), ребята выросли на целую голову и существенно расширили свою программу, не сильно уступая более опытным коллективам в плане исполнения. Конечно, им еще есть над чем работать, но потенциал у ребят явно серьезный, поэтому очень хочется пожелать им удачи и дальнейшего творческого развития, а также сказать отдельное спасибо за кавер на песню The Cure «Forest», который прозвучал весьма символично на этом лесном фестивале.
После выступления QUEENS OF MESCALINE мы в очередной раз ощутили приступ голода, который не утолили жареные на гриле колбаски, и вспомнили о том, что в обнаруженной нами столовой настало время ужина. Зацепив пару песен группы INNERLICHT (Волгоград, симпатичные музыканты, похожие на средневековых трубадуров, красивые фолк-баллады со скрипками и мечтательным вокалом) мы побрели на кормежку. Столовая приятно удивила, – порция бефстроганов с рисом стоила 31 рубль! Свои тарелки мы очистили за 5 минут и пошли за добавкой, в качестве которой выступила печенка по-строгановски с картофельным пюре за 32 рубля:) Умиленные ценами и умиротворенные горячей едой, мы вернулись на фест и даже не сильно расстроились, что пропустили выступление москвичей ABSENT ONE, играющих синти-поп. Расстроились уже потом, почитав восторженные отзывы об их выступлении.
Впрочем, следующая воронежская группа COLD DESIGN волне утолила нашу жажду синти-плясок. Коллектив, c уже немолодым и тертым жизнью солистом в татухах, сыграл довольно интересную для нас музыку с синти-готичным звучанием и неплохими аранжировками. Позже, из разговоров с воронежцами мы узнали, что COLD DESIGN очень известная у них команда и что без их участия не обходится ни одна вечеринка. Группа активно выступает и гастролирует, так что было бы неплохо еще увидеть ее и в Москве, в чем мы уверились уже дома, при прослушивании их альбома. В их песнях сквозит такая непреходящая тоска и беспросветность, подчеркнутая глуховато-меланхоличным вокалом, какой я, пожалуй, еще не слышала в музыке подобной направленности, и это не может не трогать за душу.
Следующими на сцену вышли наши давние знакомые, коллектив из Волгограда THE IMAGINARY STIGMA, которых мы знали еще под их старым названием THE STIGMA. Свое имя они изменили после удачного выступления на Cure party в 2007-м году, следуя ассоциациям с первого альбома The Cure “Three Imaginary Boys”. Недавно парни выпустили свой дебютный альбом, реклама которого висит даже в газетных ларьках московского метро, и считаются восходящими звездами готик-рока. Коллектив играет слаженную гитарную музыку, но общее впечатление у меня осталось какое-то смазанное, не запомнилось ничего, кроме хитовой первой песенки, которая до сих пор вертится в голове. На сцене музыканты показались мне излишне сладенькими, в музыке которых уже мало что осталось от пост-панка, в то время как в дымном угаре клуба «Археология» два года назад они понравились гораздо больше. Впрочем, это все субъективизм, хотя мне кажется, что их новый рок-формат – это формат радио «Максимум», там бы они смотрелись очень уместно и, вполне возможно, стали бы знаменитыми на всю страну.
А между тем лесной фестиваль DARK ENTRIES накрыла темнота, и в мерцании прожекторов на сцене появились мои личные фавориты этого вечера, заслуженные самарцы PURPLE FOG SIDE. Надо отдать должное организаторам, свет и звук на фестивале были на высоте, что стало очевидно с наступлением темноты. Выступление PURPLE FOG SIDE доставило нам большое эстетическое наслаждение и наэлектризовало атмосферу на всем фесте. Мне очень сложно охарактеризовать их музыку, хотя и хочется написать про них побольше слов, употребляя такие эпитеты, как «причудливое смешение стилей», «изящество», «блеск», «гипнотизм». Отдельно стоит отметить замечательный проникновенный голос вокалистки, ее обаяние и эмоциональность. После выступления мы долго спорили, на что похожа эта музыка. Кто-то вспоминал L’ame Immortele, кто-то In Strict Confidence, а кто-то Kosheen, но так или иначе, PURPLE FOG SIDE стали для нас самым ярким открытием фестиваля с музыкой по-европейски высокого качества. Мы даже купили их недавно вышедший диск под названием «Music for Indigo Kids», который с удовольствием прослушали на следующее утро аж несколько раз. Под конец их выступления случились технические неполадки со звуком, но группа достойно вышла из положения, спев под акустику «Звезда по имени солнце» при активной поддержке зала. Напоследок PURPLE FOG SIDE сделали поистине королевский подарок куреманам, то есть нам, сыграв необыкновенной выразительности кавер на песню The Cure “Disintegration”, которая очень сложна в исполнении и, пожалуй, это лучшая ее версия, которую я когда-либо слышала (естественно, после исполнения Самого Роберта Смита).
После такой серьезной эмоциональной разрядки индустриальщики SLEETGROUT из Ростова-на-Дону, скажем так, не воткнули, ибо коллективов подобного плана мы вдоволь наслушались как на территории России, так и на зарубежных фестивалях. Все-таки творчество Front Line Assambley и Leather Strip многих вдохновляет на музыкальные подвиги, а так как я не очень люблю такую музыку, то меня от выступления SLEETGROUT и не «втыкало», хотя по энергетике оно было вполне неплохо и народ принимал музыкантов довольно тепло. Прослушав несколько песен и почувствовав груз усталости после насыщенного впечатлениями дня, мы отправились на квест под названием «найди свой домик во мраке лесной чащобы». В эту увлекательную игру нам пришлось играть по той причине, что хоть как-то освещалась лишь центральная аллея, а дальше надо было полагаться только на свою память и интуицию. Дома Миша лег спать, а во мне наоборот проснулось желание посетить ночную дискотеку, где как раз выступал Dj ЯR из Курска, мой давний знакомый еще по поездкам на Castle Party. На потребу публике он ставил исключительно проверенные временем хиты, вроде песен Depeche Mode, And One, De/Vision, Clan Of Xymox и подобного масштаба исполнителей. На полянке люди прыгали, как кузнечики на лугу, и это было здорово. Лишь после трех часов ночи народ стал потихоньку расходиться по домам, и я, к тому времени уже изрядно притомившись от безумных танцев, присоединилась к общей массе и тоже пошла спать.
День второй (08.08.2009)
Несмотря на зловеще-пыточный вид кровати, выспаться на ней мне удалось отлично. С утра все жаждущие благ цивилизации отправились в город за продуктами, дефицит которых все же ощущался на фестивале, а я осталась досыпать. Так как компания в нашем домике подобралась замечательная, состоящая из знакомых москвичей, то скучать мне там совершенно не пришлось. В ожидании начала программы мы организовали стол, основным блюдом которого стало жареное мясо на мангале, предусмотрительно привезенном с собой Андреем и Таней. Во время этих посиделок к нам заглянул один из организаторов фестиваля, Денис, и сообщил, что у банщика сперли топор. Эта новость вызвала у нас истерический смех (хотя организаторам, как я понимаю, было не до смеха) и подозрения, что в округе завелся маньяк, жаждущий очистить мир от готов, а также опасения получить ночью топором в затылок на темной тропинке, во время возвращения в свой домик :) Саундчек и в этот день изрядно затянулся, первая группа начала выступать лишь около шести часов вечера, вместо заявленных 15:00. Это была MELISSATOD из Курска, дуэт красивой девушки в виниловом корсете и милого мальчика в желтых очках за клавишами. Я мало что могу сказать про эту группу, кроме того, что они действительно играют darkwave и что ребята очень старались завести публику, каковой на тот момент было совсем немного. Хитами их программы стали кавера на суперпесню t.A.T.u. «Я сошла с ума» и на мэнсоновский вариант “Sweet Dreams”. Кроме того, стоит похвалить их стильный сценический имидж, так что в общем группа мне понравилась.
Следующими были наши друзья из Москвы, HALOED GHOST, поэтому мы не пошли на речку, как планировали, а остались смотреть их выступление. Коллектив играет синти-готику, выступая в основном на мероприятиях электронной направленности, и может быть поэтому мне показалось, что на этом фестивале их недооценили, хотя ребята отыграли хорошо и ровно, правда, и без явно выраженных хитов. Их музыка была мелодично-холодной, но яркость выступлению придавали отличные вокальные данные и артистизм Queen Of Space, на которую очень бурно реагировала мужская половина фестиваля…
Далее были гости из Самары, VELVETS FALL, заявленные в программе как synth rock. Нам было очень интересно посмотреть, что это такое, так как в проекте принимает участие Jazztiz из безумно понравившейся накануне PURPLE FOG SIDE. Но, если честно, мы были разочарованы. Текста акын-стайл, «что вижу, то пою», показались нам достаточно незамысловатыми, впрочем, как и музыка. Такое ощущение, что Сектор Газа заиграл синтипоп, и хотя мы честно пытались «вслушиваться» в творчество группы в течение нескольких песен, это нам нисколечко не помогло, а слова песни «В твоей комнате» Миша читал еще 9 мая году эдак в 95-м на Маяке в тетрадке у фронтмэна… :)
Утомившись, мы пошли ужинать в столовку, где на сей раз подавали жареную рыбу с рисом, а вернулись как раз к середине выступления москвичей CHILDREN OF THE GUN, которых, как и многие другие группы фестиваля, давно знаем и любим. Ребята очень выросли как профессионалы, сыграв качественный и гармоничный готик-рок без лишних наворотов. Получилось хорошо, поэтому стоит, наверное, послушать их новый альбом.
Следующими по программе были также хорошо знакомые нам ALLITERATION KIT (Воронеж), которые были приглашенными гостями на очередной Cure party, состоявшейся в 2008-м году в почившем ныне клубе Strangel, и очень нас тогда впечатлившие. Теперь же хотелось посмотреть на ALLITERATION KIT в «родной стихии», тем более, что их музыка, дикая смесь пост-панка, нью-вейва и готик-рока, словно переносит слушателей во времена андерграундных 80-х. Здорово, что такие коллективы еще существуют, да и вокалистка сильно смахивает на молодую Siouxsie Sioux как внешностью, так и манерой исполнения, что ни в коем случае не умаляет достоинств ALLITERATION KIT как группы, поскольку ребята старательно пытаются абстрагироваться от сравнений со Siouxsie And The Banshees, и у них уже начинает получаться. Звук, свет, манера исполнения, – все было на должном уровне, да и просто по-олдскульному хорошая музыка заводила публику, часть из которой была из самого Воронежа, где любят не только этот коллектив, но и вообще гитарную музыку. Во всяком случае, так нам показалось, потому что именно на выступлении ALLITERATION KIT и случился самый адский слэм, во время которого местные люди непонятной наружности прыгали с ограждения в не слишком густую толпу, катались на руках своих сподвижников, а потом бегали кругами по периметру площадки, поднимая тучи пыли. Финалом выступления стала фраза из очаровательных уст вокалистки: «идите нах со своей Сьюкси», так что их концерт, можно сказать, прошел по-панковски и завершился на соответствующей ноте.
Далее ожидалось выступление группы из Москвы SCOFFERLANE, хорошо знакомой нам по андерграундным вечеринкам в клубе «Третий Путь». От них мы ничего не ждали, поскольку уже давно ими пресытились, поэтому устроились сбоку от сцены пить пиво и грызть воблу. Надо отметить, что коллектив хотя и выбивался из электронно-гитарной стилистики фестиваля, но именно за это и был восторженно принят публикой, в то время как мы для себя ничего нового не открыли. Со сцены неслась все та же какофония звуков, истерический вокал, гримасы и конвульсии вокалиста, плюс неизменный пафос. Лично мне в их музыке не хватает мелодики, но благодаря свежему воздуху и волшебной атмосфере фестиваля, мы таки досмотрели выступление SCOFFERLANE до конца, чего нам никогда не удавалось сделать в прокуренном «Третьем Пути». На открытом воздухе их музыка воспринималась гораздо лучше и как-то масштабнее, хотя и самим ребятам надо отдать должное, концертную программу они отработали в полную силу, став одной из самых неординарных групп на этом мероприятии.
Между тем наступил вечер, и на улице изрядно похолодало. Мы сбегали в домик, чтобы переодеться, но даже при полной амуниции, в толстовке с капюшоном, колготках, плотных джинсах и утепленной куртке, было очень зябко. Народ косяками ходил за горячительными напитками в бар, который, к счастью, работал бесперебойно. Забавная деталь: если кто-то хотел взять пива без очереди, ему безропотно наливали, но цена стакана сразу подскакивала с 50 до 70 рублей :) При этом бармен еще заговаривал зубы, что это, мол, другой сорт пива под названием «Блондинка» (на следующем подходе была уже «Брюнетка» ;)), хотя никаких вкусовых отличий заметно не было. Надо думать, что именно это волшебное пиво послужило причиной тому прискорбному факту, что группу MOLOTOFF COCKTAIL (Воронеж) я не помню. Совсем :( Помню только, что было очень весело и все танцевали, включая меня. Еще, кажется, у них была забавная песня «Вся власть инопланетянам». В связи с таким конфузом я очень надеюсь в самое ближайшее время послушать их альбомы и восстановить провал в памяти.
Следующей на сцену вышла одна из самых ожидаемых мной групп, – питерские звезды PARA BELLVM. Cразу хочу сказать, что для меня это было лучшим выступлением того вечера, ибо от коллектива веяло профессионализмом и уверенностью в себе, чего зачастую недоставало не столь опытным участникам фестиваля. С моей точки зрения PARA BELLVM играет по-настоящему зрелую рок-музыку с глубокомысленными текстами, бархатным голосом и мужским обаянием харизматичного фронтмэна Леонида Новикова, которое не оставило равнодушным буквально никого. Мы стояли недалеко от сцены и зачарованно слушали, а по окончанию основной программы, вняв требованиям аудитории, активно кричавшей «еще!!!», вокалист спел а капелла шлягер военных лет «Лили Марлен», и это было чудесно.
После такого шикарного выступления наши мнения разделились: Миша хотел идти тусить в домики, а я – остаться и посмотреть московскую группу WAVEFALL, которую я раньше и не видела, и не слышала. И WAVEFALL стали для меня настоящим коллективом-сюрпризом, на сцену выбежали два чувака в поистине адском гриме, их лица были полностью разрисованы и фосфорически светились в темноте, так что было совершенно непонятно, как они на самом деле выглядят. Наверняка участники WAVEFALL не раз встречались нам на фестивале, но на сцене они были просто неузнаваемы и даже устрашающи. Зрителям, стоявшим поближе к сцене, раздавали светящиеся палочки, а что творилось на основной поляне и вообще не передать словами. В памяти запечатлелся лишь всеобщий расколбас и полный сюрреализм происходящего, и хотя я, как говорилось выше, не фанат industrial и EBM, но на концерте WAVEFALL меня проколбасило по полной. Можно было подумать, что ребята выступают в каком-нибудь индустриальном клубе Рурской области в Германии, но это происходило в воронежской глубинке, что не могло не радовать, ибо их концерт стал достойным завершением потрясающего фестиваля.
После окончания живой программы я осталась ждать dj-сэта Шейда, который обещал ставить «всякие старости и прелести» (с), однако впечатление подпортил тот факт, что настройка аппаратуры производилась непосредственно во время его выступления. Отслушав несколько песен, я поняла, что окончательно продрогла, ноги уже отказываются плясать, а желудок – потреблять алкоголь в любом виде, даже в целях «для сугрева», и, поддавшись слабости, я с огромным сожалением пошла спать. По слухам, несмотря на адский холод, всеобщее веселье продолжалось аж до самого утра, чему наверняка способствовал тот факт, что бар работал без перерыва больше суток. Даже с утра, когда мы уезжали и уже начали разбирать сцену, он все еще работал и оставшийся народ там бодро похмелялся…
Резюме
Несмотря на бытовые трудности и организационные недоработки, под Воронежем прошел незабываемый «алкоготфест» (с) с интересной и разнообразной музыкой, уникальной атмосферой, морем общения и тонной привезенных впечатлений. Напоследок мне очень хочется выразить благодарность: организаторам за их мужество, стойкость и тактичность; всем группам за бескорыстную самоотдачу и энтузиазм; чете Moonwalker’ов за отличную компанию, неизменную любезность и доставку наших тел с фестиваля в город; диджею ЯR’y за расколбасный сет; Гоше Fiend’y и диджею Distant’у за веселье и мегаотрыв; Мише Шейду и Глафире, а так же Андрею и Тане за добрососедство; всем воронежцам за дружелюбие и позитивный взгляд на жизнь, и вообще всем тем, кто приехал и создал своим присутствием неповторимую атмосферу на этом фестивале. За эти три дня мы отдохнули на полную катушку, отключив мозг и вырвавшись на время из трясины московских тревог и повседневных забот, поэтому мне очень хочется надеяться, что идея всероссийского фестиваля «темной сцены» не умрет после первых трудностей, а получит дальнейшее развитие и возродится в новом масштабе. Что же касается лично меня, то я обязательно поеду на DARK ENTRIES еще не раз. Главное, чтобы он состоялся…