Не успели еще выветрится впечатления от прошлого фестиваля, как пришлось снова паковать чемоданы и отправляться в Германию на восемнадцатый Wave Gotik Treffen, прошедший в этом году чуть позже обычного. И если в 2008-м погода в Лейпциге была идеальной, то в этот раз некие высшие силы решили немного поиздеваться над русскими журналистами, у которых весь май в Москве был хуже некуда, холодный и с дождями. В Германии, при этом, погода была отличной, но стоило нам отправиться туда, как она резко испортилась, а в Москве, наоборот, все стало замечательно. По такому же закону подлости прошел и сам фестиваль, первые три дня которого в плане погоды были ужасающими, и лишь четвертый день оказался сносным, хотя под вечер разразилась жуткая гроза. А вот во вторник, когда все гости WGT уезжали из Лейпцига, на небе не было ни облачка, светило ласковое солнце и природа оживала… Что уж говорить, действительно, прям как специально подсуропили, хотя негатива добавила не только погода, но и сами организаторы. Об этом, впрочем, я расскажу чуть ниже.
Итак, упаковав чемоданы и оставив там место под будущие фестивальные покупки, утром 28 числа мы с господином Brain's Strained отправились в Шереметьево 2, откуда стремительный самолет «Аэрофлота» за пару часов доставил нас в берлинский аэропорт Schonefeld. Берлин встретил нас двенадцатью градусами «тепла», свинцовым небом и моросящим дождем, а когда мы добрались до главного вокзала, чтобы сдать вещи в камеру хранения, мелкий дождик превратился в настоящую грозу с некислым ветром. Это не отвадило нас, впрочем, от вылазки в город, где Брэйн «поработал по винилу» (облазил кучу магазинов, торгующих старыми виниловыми пластинками ;)), а я, в свою очередь, посетил местный Saturn, где вырубил лишь самое необходимое из новинок, рассчитывая добрать остальное в лейпцигском Сатурне и на фестивальном блэк маркете. «Поработав», таким образом, по винилу и Сатурну мы вернулись на вокзал, где на перроне встретились не только со знакомыми русскими, ехавшими в том же поезде в Лейпциг, но и с незнакомыми, спросившими нас не направляемся ли мы, случайно, на фестиваль. Я сказал, что не направляемся, но всем и так было понятно, что это шутка ;) Вскоре к группе ожидающих присоединился Ронан Харрис (Ronan Harris) из VNV NATION с некислым количеством багажа, которого все, разумеется, сразу узнали, а он, поняв, что мы его узнали, дружелюбно улыбнулся. Собственно, до Лейпцига мы и ехали с господином Харрисом в купе первого класса, сидя буквально через кресло от него. Ронан, расположив свои чемоданы, достал ноутбук, и всю дорогу провел, уткнувшись в экран, отчего мне подумалось, будто он творил на нем очередные шедевры :) Я же, по такому случаю, врубил себе в наушниках последний альбом VNV («Judgement») и всю дорогу его слушал, благо, ехать до Лейпцига всего ничего, около часа.
На вокзале нас уже встречал господин Merime на Bentley, сменившей прошлогоднее Porsche, и в этом году мы не только катались и кушали за его счет, но он еще и выступил спонсором нашей поездки, за что ему огромное спасибо! После заселения в отель и плотного ужина в одном из заведений «ресторанной улицы» (небольшой проулок в центре города, по обе стороны которого располагаются как минимум десяток ресторанов), мы наконец то отошли ко сну, который был не столь долгим, как нам того хотелось бы, ибо в девять утра уже надо было вставать, завтракать, и ехать за аккредитациями…
День первый (29.05.2009)
Утро первого фестивального дня встретило нас хмурыми тучами с небольшими просветами, но мы к такой погоде уже были готовы, поэтому оперативно позавтракали и, погрузившись в Бэнтли, помчались в АГРУ за аккредитациями. У билетных касс на выставке никакого ажиотажа не было (хотя вечером там выстроились чуть ли не километровые очереди!), да и готов «на глазок» было гораздо меньше, чем в прошлом году. То ли они все попрятались от плохой погоды, то ли тусовались где то еще, но факт остается фактом, в первый фестивальный день нам показалось, что народу приехало на WGT существенно меньше, хотя впоследствии, посмотрев на посещаемость основных площадок, лично я немного подкорректировал свои выводы.
Оперативно и без проблем получив аккредитации, мы двинулись по стандартному маршруту первого дня Saturn, Muller (второй крупный магазин с дисками), ресторан, площадки. В Сатурне мы смели все, что только можно, а в Мюллере и сметать было особенно нечего, поэтому, удовлетворившись покупками, мы решили приземлиться в культовом для нашей маленькой компании итальянском ресторане на центральной площади, где я впервые вытащил программу фестиваля, и … Тут мне очень хотелось вставить нецензурное слово, но я этого делать не буду, официальный отчет все-таки, все дела ;) Короче, я обалдел. Мало того, что организаторы отпечатали программку по другому (раньше первыми в списке шли основные площадки по мере убывания их значимости, что было исключительно удобно, а теперь они все шли по алфавиту, что стало совсем НЕ удобно), так еще и расписание было составлено ТАК, что, как говорится, хоть стой, хоть падай. Да и состав участников, который в Интернете выглядел вполне привлекательно, на отпечатанной программке оставлял желать много лучшего, во всяком случае бОльшая часть групп, выступавших «разогревающими» на тех площадках, что я для себя наметил, была мне абсолютно не известна. В этом, впрочем, был своеобразный элемент неожиданности, а вдруг какие-то из этих коллективов окажутся настоящими величиями? Надежды на это, конечно, было очень мало, но вдруг? И ведь величие действительно нашлось! В самый последний день (так и хочется написать, «момент» ;)), в Паркбюне… :)
Вообще, для себя я составил программу таким образом, чтобы первые три дня находиться исключительно в помещениях, ибо прогноз погоды на эти даты был совсем неутешительным сплошные дожди и низкая температура, а вот последний, четвертый день, я отвел на свою любимую площадку, Паркбюне (Parkbuhne), где должны были выступать готик-рокеры. Прогноз погоды на этот день был сносный (19 градусов и переменная облачность), поэтому я решил рискнуть и провести весь понедельник под открытым небом, и не прогадал. Что же касается первого дня, то там вообще все было тухло: Паркбюне не работал, в АГРЕ хоть и были сплошь хэдлайнеры (L'AME IMMORTELLE, COMBICHRIST, THE EDEN HOUSE, PROJECT PITCHFORK), но мне смотреть их было совершенно не интересно, поэтому оставался лишь один вариант, валить в Кольрабициркус (Kohlrabizirkus) на MY DYING BRIDE, которые играли там последними. Почти всех металлистов на этом фестивале вообще упаковали исключительно в Кольраби, выделив им два первых дня, за которые там отыграли такие группы, как DIES ATER, AUTUMNBLAZE, MY DYING BRIDE, DRACONIAN, HOLLENTHON, SAMAEL, OPETH, и множество других. Но так как до начала выступления «Брайдов» была еще куча времени, а наш обед подходил к концу, то мы решили заехать в местную оперу (Schauspielhaus), поглазеть на неоклассиков LES FRAGMENTS DE LA NUIT.
И надо вам сказать, что это было ужасающее зрелище. Нет, вы ничего такого не подумайте, никаких кровавых ужасов на сцене не было, просто там в рядок сидели три скрипачки, виолончелист и чел за пианино, который ничего не делал, а скрипачки с виолончелистом монотонно пилили настолько заунывную музыку на одной ноте, что после нескольких минут подобной «неоклассики» лично у меня возникло непреодолимое желание поскорее свалить из зала. А зал, между прочим, был забит под самую завязку, люди сидели даже на проходах и по окончанию очередной «нетленки» хлопали, хотя и не сказать, чтобы уж очень активно. Поняв, что ситуацию надо срочно брать под свой контроль, посредством SMS я убедил своих спутников покинуть этот приют скорби и отправиться, наконец, в АГРУ, чтобы как следует пошерстить тамошний рынок. Вняв, через некоторое время, моим железным аргументами, Merime c Брэйном вышли из зала и мы отправились на блэк маркет, прикупив в фойе оперы кое-что из ИНТЕРЕСНОЙ неоклассики… ;)
Добравшись минут через пятнадцать до АГРЫ и войдя в такой привычный нам ангар, мы сразу же заметили следы мирового экономического кризиса, процентов тридцать площадей пустовало и некоторых торговцев, у которых я хотел бы кое-что прикупить, попросту не было. Ассортимент же остальных не радовал особенным разнообразием и по сравнению с предыдущими годами ухудшился, хотя и не значительно. К примеру, стало меньше всяческих забавных сувениров и «готического декора», хотя торговцы музыкой имели на своих прилавках все основные новинки (и, разумеется, «старинки» ;)), но так как бОльшую их часть мы уже повырубали в Сатурне, то дисковый ассортимент нас не особенно интересовал, хотя я и нашел там для себя кое что интересное и эксклюзивное. Но в основной своей массе ничего особо интересного и эксклюзивного на рынке в этом году не было (кроме, пожалуй, единственной там точки НЕ из Германии, на которой две бабищи из Лондона продавали разноцветные свитера и прочее шмотье ручной работы), и торговали в основном стандартным товаром шмотками, обувью, украшениями, дисками, BDSM причиндалами и волосами… В смысле, искусственными разноцветными волосами, а вы о чем подумали? ;)
Готы в этом году своим имиджем тоже не радовали, и действительно ярких и запоминающихся персонажей можно было пересчитать по пальцам. При этом, если каждый прошлый фестиваль имел какой то свой модный тренд, то на этом Треффене я такого выделить не смогу, если не считать, конечно, людей, размалеванных искусственной кровью. Таковых я встретил ни одного и даже не двух, и в основном это были либо «врачи убийцы», либо «жертвы готической автокатастрофы», либо просто «зомби». Кровь эта на них пачкалась, поэтому таких персонажей все обходили как минимум за метр и соблюдали дистанцию :) Основной же причиной отсутствия «готического креатива» я считаю плохую погоду, хотя некоторые умудрялись и при пятнадцати градусах с порывами холодного ветра ходить по улице в полупрозрачных сетках и легких маечках на голое тело. Таковых, впрочем, было не много, и большинство рассекало либо в теплых «готических» вещах, либо в банальных куртках, вот как я, например, или негры, которых на фестивале было аж две штуки, колоритный негрилка в длинном черном кожаном плаще и с аккуратненькой бородкой, и military-style бабища лет двадцати пяти. Оба, на удивление, были без дрэдов :)
Зато вот чем реально выделялся нынешний Треффен (помимо ввода платных туалетов и душа на территории АГРЫ, сходить в сортир 50 евроцентов, помыться в душе 1.50), так это, не побоюсь этого слова, ЗАСИЛЬЕМ русских! Да, господа, все это удивительно, но факт, в «тучные» годы «путинского застоя» на Треффен из нашей страны никто особо и не ехал, и можно было спокойно обсуждать экстравагантного красноволосого соседа на русском не боясь, что он тебя поймет. Но только грянул кризис, и вот вам пожалуйста, со всех концов нашей необъятной родины (но в основном с Москвы и Питера, разумеется ;)) на Треффен ломанулись толпы русских «туристов», так что родная речь звучала практически на всех площадках фестиваля и на рынке, причем, зачастую, от индивидуумов довольно странной внешности (в смысле, не готической :)). Рационально объяснить этот феномен я не в силах, хотя и мог бы пафосно порассуждать о том, что это многолетние усилия Gothic.ru по продвижению и раскрутке Треффена среди русскоязычной аудитории наконец-то дали свои плоды… ;) Но нет, я этого говорить не буду, предположив, что таким образом русские люди просто ответили на кризис «антикризисом», мол, все плохо, так на последние рвану ка я на Треффен, подзакупиться шмотками да на VOMITO NEGRO посмотреть… ;)
С такими мыслями я и отправился из АГРЫ восвояси, чтобы не опаздать на выступление любимцев моего детства, юности, отрочества, да и, что уж греха таить, взрослых дней, MY DYING BRIDE, которые хэдлайнерили в Кольрабициркус. Это, впрочем, они делали по программе, а когда я туда добрался, то заметил развешенные везде бумажки с информацией о том, что некая группа TYR, заявленная в программке перед «Брайдами», на самом деле будет выступать после них, в 24:00. Пройдя внутрь и подойдя к сцене, я спросил у стоявших там парней об изменении в программе и о том, выйдет ли MY DYING BRIDE по расписанию, на что они мне ответили, что, мол, по слухам «Брайды» вообще еще не приехали. Информация эта, впрочем, оказалась ложной, и ровно по расписанию, в 22:30, на сцене появился в очередной раз обновленный состав MY DYING BRIDE, в котором на басу рубила зататуированная Лена Абе (Lena Abe), но не было за клавишами Кэти Стоун (Katie Stone). Вместо нее на них рубил какой то хрен, в перерывах умудряясь еще подыгрывать на скрипке :) Что же касается фронтмэна коллектива, Аарона (Aaron Stainthorpe), то он вышел на сцену в брюках, серой рубашке с подвернутыми рукавами, в скромном черном галстуке, и с изрезанными в кровь руками. Порезы, впрочем, были не настоящие, а бутафорские, чтобы придать его сценическому образу дополнительного трагизма :) С трагизмом, кстати, у Аарона и без порезов все в порядке, потому что каждую свою песню он исполняет с невероятной экспрессией, воздевая к голове руки, морща лоб, и всем своим видом показывая нечеловеческие страдания души, через которые она призвана пройти в нашем бренном мире. С музыкой коллектива и исполняемыми песнями это сочеталось очень хорошо, поэтому никакого впечатления клоунады не вызывало.
Сэтлист своего выступления группа тоже составила грамотно, понимая, что их нынешнее творчество на порядок слабее «золотого периода» середины девяностых, но не имея возможности обойти его стороной. По этой причине первые несколько песен были с последних двух альбомов («A Line of Deathless Kings» и «For Lies I Sire»), а потом началась суперхитовая классика с «The Angel And The Dark River», и, разумеется, «Turn Loose The Swans», песней с которого закончился их запланированный бис, после чего музыканты покинули сцену. А начался двухпесенный бис с одной из моих самых любимых композиций под названием «The Cry of Mankind», которая в концертном варианте была сокращена с двенадцати минут до, приблизительно, шести-семи. Вообще, звук на их выступлении был очень мощным и драйвовым, а звукорежиссеры, видимо, уже настолько привыкли работать на этой площадке, что даже особого эха от барабанов не было (в первые года после открытия Кольраби оно было, так как помещение представляет собой огромный купол, от стенок которого звук замечательно отражается со всех сторон :)). Что же касается публики, то ее на выступлении хэдлайнеров было смехотворно мало (зал был заполнен максимум процентов на тридцать, да и то, ряды стояли не плотно и при желании можно было без проблем пробраться к сцене), хотя народ принимал культовых британских страдальцев очень хорошо, активно аплодировал и всеми возможными способами показывал свое удовольствие от происходящего на сцене.
Не имея желания слушать неких TYR после столь почетного концерта, при первых же звуках какого-то кондового металла я направился из цирка вон, отправившись на ресторанную улицу пить пиво с коллегами по цеху. Это приятное занятие стало достойным завершением первого фестивального дня, за который я полноценно посмотрел всего одну команду, зато некисло закупился всякими достойными музЫками и прочим «шварцесценовым» барахлом. Спать, поэтому, я отправился в хорошем настроении, зная, что вставать теперь можно не в девять утра, а в час дня… ;)
День второй (30.05.2009)
Весь этот день я должен был провести в АГРЕ, кроме небольшой отлучки на SCARY BITCHES, поэтому, плотно покушав, мы туда и отправились, не двадцать минут опоздав на выступление первой группы под названием T.A.N.K., про которую даже Гугл ничего не знает (или я плохо искал) :) Рубили «танкисты» некое military ориентированное EBM говно с участием симпатичной клавишницы и подкачанного забритого мужика на основном вокале. Этому мужику иногда помогал и второй клавишник, подпевая в некоторых песнях дисторшированным вокалом, но бОльшую часть времени он просто стоял, делая вид, что что-то там играет, хотя и последнему ежу уже, по-моему, известно, что на выступлениях подобных коллективов клавиши редко когда вообще подключены :) Досмотрев до конца их выступление, от которого никто из присутствующих, включая, помоему, и самих музыкантов, ничего особенного не ждал, я отправился прогуляться по блэк маркету, вернувшись к выходу на сцену следующего коллектива под названием DOLLS OF PAIN.
«Куколки» оказались энергичными французами, выскочившими на сцену как черти из табакерки и зарубившими довольно однообразную, зато бодрую и танцевальную электронику с дисторшированным вокалом и гитарками. Точнее, гитаркОЙ, потому что гитарист в коллективе всего один, зато там есть аж два клавишника с неизменными МакБуками. Точнее, опять же, с МакБукОМ, стоявшим у клавишника слева, который, в свою очередь, иногда помогал вокалисту петь. Сорок минут их выступления пролетели довольно быстро, тем более, что коллектив и сам не напрягал немногочисленных слушателей своим творчеством, закончив играть на пять минут раньше положенного :) Так как перерывы были небольшие, то разбредаться по рынку я не стал, оставшись караулить вход в загончик для фотопрессы перед выходом очередного «типа культа», бельгийцев VOMITO NEGRO.
Выпустившие несколько альбомов в восьмидесятых и начале девяностых, до начала двухтысячных про группу ничего не было слышно, и лишь в 2002-м коллектив выпускает свой новый, и на данный момент последний, диск «Fireball». Будучи убежденными гринписовцами (так как один из основателей группы, Guy Van Mieghem, официально состоит в Greenpeace), VOMITO NEGRO, как и подобает эко-террористам, рубят агрессивный милитаристски настроенный EBM с индустриальными нотками, который, как я изначально и предполагал, оказался полнейшим говном. При этом звук им выкрутили настолько сильно, что в малонаселенной АГРЕ находится можно было с трудом, ибо уши от громкости реально отваливались. По этой причине я решил на их выступлении не задерживаться и ретировался на рынок, покопаться в развалах с дисками. Все лучше, чем слушать престарелых бельгийцев, поющих о пользе экологии в весьма угрожающих тонах… ;)
После бельгийских старперов на сцену выползли старперы немецкие, «легендарные» YELWORC. Вся их легендарность заключается, в общем то, лишь в том, что после череды кассетных демо и компиляций, выпущенных ими в конце восьмидесятых и начале девяностых годов, в 1992-м они разродились всего одним альбомом («Brainstorming», и взятой с него EPшкой «Blood in Face»), после чего на двенадцать лет ушли в небытие из-за конфликта внутри коллектива. Так как с середины девяностых официально их творчество приобрести было нельзя, то группа обрела некий ореол легенды, имя которой на слуху, но вот музыка недостижимая мечта меломана. Однако в 2004-м году оставшийся участник коллектива, Peter Devin, выпускает новый диск под названием «Trinity» и многие понимают, что «легенда», как это часто бывает, на самом то деле играет полнейшее дерьмо :) Собственно, именно его (дерьмо) группа и исполнила на своем концерте, зарубив некое подобие милитари-body с примитивным битом, но симпатичной клавишницей. Эта самая клавишница на второй песне нацепила на голову вокалиста сатанинскую маску, в которой тот продолжил декламировать свои вирши, а на третьей песне второй клавишник взял в руки гитарку и стал на ней «нойзэвать». Смотрелось это все довольно смешно, ну а слушалось и того смешнее, хотя надо было бы, по идее, грустить, ведь взрослые, в общем то, мужики (за исключением клавишницы ;)) занимаются полнейшей фигней. Послушав этого безобразия еще немного, я с чистой совестью отправился на выступление группы, которая была мне наиболее интересна из всего фестивального состава, SCARY BITCHES. Но на выходе из АГРЫ я встретил господина Негатива (DJ Negative) с супругой, поэтому мой отъезд задержался на полчаса, в течение которых мы с ним мило беседовали, а когда я все-таки направился к выходу из комплекса, то стал свидетелем очередного выступления местного фрика с электрогитарой и железными шлемами на голове. В прошлом году этот парень (точнее, уже давно не парень, а взрослый дядька) сидел у входа в кэмпинг и нойзэвал там до глубокой ночи, а сейчас он переместился на аллейку, идущую вдоль основной пешеходной дороги, и наяривал гитарный нойз уже там, валясь в экстазе на землю и проделывая иные кульбиты со своим инструментом. На голове у него, естественно, все так же красовался шлем. Надо сказать, что он редко когда бывает обделен слушателями, потому что на его «перформанс» всегда приходят посмотреть как минимум несколько человек, а тогда вокруг него стояла целая толпа, человек, наверное, десять! :) Но мне, разумеется, было не до него, ибо я спешил попасть на концерт своих престарелых любимцев…
…Которые выступали на новой площадке (а может быть и старой, просто я там еще ни разу не был ;)) под названием Felsenkeller, которая оказалась довольно вместительным, но очень душным «ДК», перед входом в который выстроилась внушительная очередь, преимущественно из панков. Будучи простыми русскими людьми, я с подружкой пристроился сбоку очереди прямо перед дверьми, и всего лишь через пять минут уже протиснулся внутрь помещения, где должно было состояться выступление культовых британских старух, играющих суперхитовый готик-рок с очень смешными, саркастическими и ироничными текстами. Являясь их большим поклонником я надеялся, что на столике с мерчандайзом будет продаваться новейший диск коллектива под названием «The Island of the Damned», и не ошибся, моментально срубив его для коллекции всего за десять евро. Народу на площадке прибавлялось, и вскоре на сцену вышли КОРОЛЕВЫ три малосимпатичные британки под, а может быть уже и за, пятьдесят, одетые в экстравагантные театральные костюмы, тонкие бретельки которых еле поддерживали их внушительных размеров сиськи :) Вышли и, поздоровавшись с публикой, зарубили суперхит с одноименного альбома, «Lesbian Vampires From Outer Space», под который народ в зале моментально стал колбаситься и подпевать. После столь энергичного вступления «девушки» уже не сбавляли оборотов, отыграв программу, состоявшую как из проверенных временем старых вещей («Bad Hair Day», «Piss All Over Your Grave», «I'm the Woman that Killed Jack the Ripper»), так и из песен с нового диска, «The Island of the Damned», «Come Dance with Me», «Doppleganger», «My Little Itch» и «Lung Cancer». Объявляя последнюю, вокалистка заранее попросила прощения у всех курильщиков в зале, заявив, что и сама очень долгое время курила, и когда пришла пора бросать, то ей пришлось сочинить эту песню для стимула :) Во время ее исполнения, впрочем, что-то незаладилось с микрофоном и «Страшным Сукам» пришлось отыграть ее заново, а через некоторое время то же самое случилось во время исполнения другой новой вещи, «My Little Itch», которую они объявили как «песню про заболевания, передающиеся половым путем» ;) Про это самое она, в общем то, и есть, так что все по-честному, без дураков. Вокал на ней исполняла клавишница, но что-то в этот раз не задалось у гитаристки, и перед тем как начать ее снова она сказала: «always blame the guitarist»… ;)
Если опустить небольшие технические накладки, то выступление SCARY BITCHES было замечательным, с отличным, сочным звуком, постоянным общением с залом, шутками и суперхитовыми песнями, под которые народ не просто «колбасился», но еще и подпевал. Заводила всем процессом, разумеется, основная вокалистка и гитаристка коллектива, Alma Geddon, в то время как клавишница и вторая вокалистка DEADri Ransiid в основном меланхолично стояла за миниклавишами/микшером KORG, а третий участник коллектива, Bet The Lincher, пританцовывала рядом с электронными ударными, делая вид, что она на них играет (кстати, палочками, в виде длинных костей) :) Закончив свое ураганное выступление песней «You'll End Up Looking Like the Scary Bitches», колоритные старушки после микроскопического биса (во время которого исполнили «Doppleganger») сошли со сцены, уступив ее неким SPECIMEN, которых мы, разумеется, слушать не стали, срочно отправившись в АГРУ, где уже начали играть VNV NATION.
И АГРА, надо сказать, была просто битком, полный аншлаг. Все таки любят в Германии Ронана, чего уж греха таить, а он отвечает немцам взаимностью, общаясь с ними со сцены на чистейшем немецком даже без признаков акцента, хотя иногда в его речах проскакивали и родные для него английские фразы, ведь он же, в конце концов, ирландец. В частности, в середине шоу, после особо теплого приема публики, которая своими воплями буквально взрывала зал, Ронан в порыве сентиментальности прокричал в микрофон: «this is the best fucking moment in my life!». И это, возможно, было правдой :) Хотя приехал я не к началу выступления, но застал его бОльшую часть и могу сказать, что сэтлист Треффена значительно отличался от московского концерта VNV, а уж про звук и шоу даже говорить не приходится, ибо небо и земля. Мало того, что свет на главной фестивальной сцене сам по себе очень качественный, так на выступлении VNV еще стояли дополнительные разноцветные светильники в виде «светодиодных» прямоугольников, которые в нужные моменты формировали из лампочек простые геометрические фигуры, перемещающиеся в пространстве. Звук, разумеется, был так же на высоте, идеально выверенный, мощный, насыщенный, словом такой, какой и должен быть на концерте настоящего хэдлайнера вечера, а VNV, безусловно, был таковым, не смотря на заявленный после него CURRENT 93. Ронан, в обычной для себя манере, постоянно носился по сцене, тепло общаясь с публикой, шутил (в основном, правда, на немецком), и помимо суперхитов с четырех последних дисков исполнил одну новую песню с альбома грядущего, который будет называться «Of Faith, Power and Glory» и должен выйти в Европе в конце июня. Песня эта была в стилистике «Judgement», как бы продолжая тенденции, заложенные в той работе, и если судить по ней, то новая пластинка Ронана должна быть очень неплохой. Истинные фанаты, впрочем, ее обязательно срубят в день выхода, так что о продажах господину Харрису беспокоиться нечего :) Нечего ему беспокоиться и о народной любви, ибо после каждой его песни публика буквально неистовствовала овациями и выполняла все, что просил музыкант, хлопала, подпевала, поднимала руки, а Ронан, вместо благодарности, в конце своего выступления изрядно над людьми поиздевался :) Дело в том, что VNV закончили играть ровно по расписанию, в 23:30, и народ, разумеется, требовал биса, а Ронан им говорил со сцены, мол, кричите громче, громче, еще громче. Ну народ, разумеется, кричал, но вместо биса музыканты все-таки ушли со сцены, выйдя на нее через пару минут с полотенцами лишь для того, чтобы выкинуть в ожидающую толпу бутылки с водой, после чего звукооператор включил фоновую музыку и площадку стали готовить к следующему выступлению вечера.
Коим должен был стать концерт, цитирую по программке, «CURRENT 93 as ANOK PE CURRENT 93». Так как перерыв между VNV и Каррентом был аж два часа, то мы решили сгонять попить пивка и поужинать на ресторанной улице, после чего вернуться в АГРУ к началу выступления «живой легенды неофолка». Пивка мы, разумеется, попили, но так как столь приятный процесс несколько затянулся, то в АГРУ мы приехали ближе к двум, когда Дэвид уже вовсю «колбасил». Как я и предполагал, народу на его выступлении было раза в два меньше, чем на VNV, и при желании можно было встать довольно близко у сцены, что мы, в общем то, и проделали. Скажу честно, за творчеством господина Тибета я перестал следить уже лет восемь назад, когда понял, что ничего радикально нового от него услышать уже не удастся, и с каждым новым диском он становится не только предсказуемей, но еще и скучнее. Сам же Дэвид, разумеется, не унимался, «нарожав» за это время кучу дисков, которые выходили иногда по два-три раза в год. Вероятно он решил сосредоточиться на количестве, а не на качестве :) Аналогичный подход музыкант применил и для своего выступления, вытащив, помимо себя, на сцену аж ДЕВЯТЬ ЧЕЛОВЕК, среди которых было ЧЕТЫРЕ (ЧЕТЫРЕ!!!) ГИТАРИСТА, перкуссионист, «синтезаторщик», виолончелист, скрипачка и бабища за фортепиано. Последних трех, впрочем, слышно почти не было, ибо тон всему задавали гитарки и перкуссия, под которую Дэвид, вальяжно расхаживая босиком по сцене, декламировал свои поэтические вирши. Самое смешное, впрочем, заключалось в том, что слов он явно не помнил, и перед декламацией очередной «нетленки» поглядывал на пюпитр, где находились листочки с текстом. Это, в общем то, неудивительно, потому что за свою долгую карьеру он накропал уже ТАКОЕ НЕСУСВЕТНОЕ КОЛИЧЕСТВО МАТЕРИАЛА, что запомнить его и молодому то человеку не под силу, а уж Дэвиду в его возрасте и подавно… ;) Никаких откровений от этого концерта я не ждал, и, если не считать первоначального шока от количества людей на сцене, их не получил, поскучав где то пять песен, во время каждой из которых народ просто пачками валил из АГРЫ, не выдерживая «гениальной» музыки и лирики Тибета. Когда же и мы решили, наконец, свалить в отель, понимая, что ловить нам больше нечего (особенно, когда начался «психоделический гитарный нойз»), то к сцене можно было подойти уже весьма легко и при желании даже «побрататься» с Дэвидом, которого, казалось, стремительно редеющие ряды совсем не смущали… ;)
Стоит еще добавить, что именно в этот день на разных площадках WGT выступили две русские группы, приглашенные на фестиваль, NEUTRAL и OTTO DIX. Первые играли вторыми в некоем месте под названием ANKER, а вторые играли почти хэдлайнерами (после них были лишь ILLUMINATE) в Moritzbastei. Прокомментировать их выступления я, естественно, не смогу, ибо на них не присутствовал, но сам факт наличия сразу двух отечественных коллективов на крупнейшем международном готическом фестивале не может не радовать.
День третий (31.05.2009)
Погода, как и обещали все прогнозы, продолжала нас НЕ радовать, поэтому весь день я снова запланировал провести в АГРЕ с небольшой вылазкой на британских (опять! ;)) симпатяжек CLIENT. Утро (точнее, день, ибо встали мы как обычно, в час), впрочем, началось с шокирующего известия о том, что наш кормилец и владелец Бэнтли Merime, соскучившись по дому, укатил в Москву, оставив нас одних в дождливом Лейпциге, голодных, холодных… Ну это я, конечно же, сгущаю краски, но известие для нас было, прямо скажем, неожиданным :) Немножко отойдя от этой информации и подсчитав оставшиеся деньги, скрепя сердце мы пошли в центр города питаться за свой счет, после чего разъехались по разным площадкам, кто куда. Я, как и планировал, отправился в АГРУ, пропустив там первый коллектив под названием NOCTULUS, но попав прямиком к началу выступления FETISCH:MENSCH, нового детища Освальда Хенке (Oswald Henke) из GOETHES ERBEN. Честно говоря, я никогда не был поклонником GOETHES ERBEN, считая их довольно скучным и невыразительным коллективом, который отчего-то обрел в Германии внушительную популярность. Однако новый проект Освальда заставил меня пересмотреть свое мнение о его творческих возможностях, ибо FETISCH:MENSCH играли отличный, драйвовый и хитовый (готик)рок с интересной ритм-секцией и продуманными гитарными партиями. И народу на их концерте было совсем немало, что никак не вязалось с «разогревающим» статусом группы. Выйдя на сцену в ярко-красном камзоле, уже после первой же песни Освальд его снял, оставшись в простой черной майке до конца выступления, которое завершилось точно по расписанию, в 17:00. Вообще, надо отметить, что в этом году на фестивале практически не было задержек или незапланированных бисов (во всяком случае на тех площадках, где я был), что с одной стороны упрощало жизнь зрителей (можно было детально планировать свои перемещения между сценами, не боясь ошибиться в расчетах), а с другой ее усложняло, ибо теперь уже нельзя было рассчитывать на то, что можно немного опоздать на нужное тебе выступление, ибо оно и так задержится :) Задержки, разумеется, были, но незначительные и очень редко.
Поэтому когда Освальд и компания сошли со сцены, я не стал ретироваться на блэк маркет, а честно подождал двадцать минут, чтобы заценить следующий коллектив из Англии под названием VENDEMMIAN. История группы берет свое начало в 1992-м году, поэтому на их концерте я ожидал услышать кондовый готик-рок старой школы и я его, в общем то, услышал, ибо коллектив вышел в классическом готик-рок составе: три гитары и драм-машина :) Играли ребята вполне драйвово, а вокалист (он же ритм-гитарист) щеголял перед зрителями в модной черной майке с надписью «Drunk, Stupid And Goth», что аудиторию не могло не радовать и она принимала песни не молодых уже ребят «на ура», регулярно одаривая музыкантов аплодисментами. Народу, впрочем, перед сценой было не много, а мне нужно было отвезти кое-какие покупки в отель, поэтому британцев я не дослушал и снова появился в АГРЕ лишь через час, к концу первой песни бывших дум-металлистов, а ныне альтернативщиков (или, если угодно, готик-металлистов) LACRIMAS PROFUNDERE.
Никаких откровений от них я не ждал, и ребята отыграли точно по моим предположениям, профессионально и драйвово, но … без хитов. Что очевидно, так как играли они материал со своих последних альбомов, которые особыми хитами, в отличие от их дум-металлического творчества, похвастаться не могли. Нет, разумеется, все песни довольно заводные и, как я уже говорил, драйвовые, но при этом совершенно не запоминаются и складывается впечатление, что играют они на самом деле всего одну длинную песню лишь с небольшими вариациями и перерывами на аплодисменты. Их они, разумеется, после каждой композиции получали, хотя народу перед сценой было даже меньше, чем на VENDEMMIAN, что говорит о многом. Коллектив это, впрочем, не особенно смущало и выкладывались они на все сто, так что к их перформансу у меня никаких претензий нет и выступление LACRIMAS PROFUNDERE я дослушал до самого конца, в отличие от следующей группы, с которой я почти моментально свалил :)
А были это немецкие полупивные рокеры (а так же панки и хардкорщики, если судить по музыке) FLIEHENDE STURME, которые, что самое забавное, и на прошлом WGT выступали в это же самое время, на третий день пятыми, и я уже не удивлюсь, если и на следующем фестивале они будут выступать таким же образом. Типа, такая сложится традиция, хотя у меня она уже сложилась, оперативно валить с их выступления на блэк маркет, ибо невыносимо :) Невыносимо для русского уха, в то время как немчура под гитарки немолодых уже лысых мужиков отрывалась вовсю, свистела, плясала и одаривала их овациями. Ну, как говорится, каждому свое, чего уж там…
Зато выхода на сцену следующей группы я действительно ждал, ибо являюсь большим поклонником FRANK THE BAPTIST, заявленных в программе как «USA», не смотря на то, что все участники коллектива живут в Берлине, включая самого Фрэнка, который окончательно (?) переехал туда из Калифорнии в 2006-м году. К сожалению, Фрэнк пересекался с Клиентом, поэтому я сумел послушать лишь пять песен, после чего был вынужден покинуть АГРУ и отправиться в Кольрабициркус. Ну и разумеется, по закону подлости, как только я стал выходить из ангара Фрэнк заиграл мою самую любимую песню с альбома «The New Colossus»… Народу на их выступление набралось весьма прилично и многие были явными поклонниками группы, ибо активно подпевали и громко аплодировали музыкантам после каждой песни. Сами музыканты, кстати, тоже были не промах, появившись на сцене с двумя бутылками пива BECK'S каждый, включая самого Фрэнка, который сначала отхлебнул, а потом уже начал играть и петь :) Жаль, конечно, что я не смог досмотреть их концерт до конца, потому что играли Фрэнк и Ко с искрой и сплошные хиты. Было явно видно, что их самих все это действо очень радует, поэтому и энергетика была соответствующая, да и отдача от публики существенная. Того же, впрочем, я ожидал и от Клиента, поэтому через двадцать минут уже был в Кольрабициркус, застав последние пятнадцать минут выступления SOLITARY EXPERIMENTS, народу на которых было в полтора раза больше, чем два дня назад на хэдлайнерах MY DYING BRIDE.
Рубили они довольно однообразное, но вполне себе хитовое электро, которое в домашних условиях, впрочем, я бы ни за что не стал слушать. Зато на их концерте можно было не только музыку послушать, но еще и швейцарскую конфетку словить, которые они в больших количествах разбрасывали в толпу перед началом одной из песен с видеосопровождением нарезки из особо романтических эпизодов компьютерного анимэ-мультика про влюбленную девушку и крылатого принца. Но конфетки и мультик, это все был сюрприз для девочек, а сюрпризом для мальчиков стало то, что последнюю песню своего сэта SOLITARY EXPERIMENTS исполнили вместе с участником FEINDFLUG, который встал на сцене за электронные ударные, а на экране сначала появилась надпись «Solitary Experiments vs. Feindflug», а потом пошла нарезка из фильма «300». Собственно, эта песня стала самой «горячей» из всего, что я успел прослушать, и неудивительно, зная то, какую музыку делают FEINDFLUG. Народ, естественно, рубился в экстазе, но после окончания концерта (который закончился, кстати, на пятнадцать минут позже заявленного, сдвинув, тем самым, все расписание) как-то быстро разошелся, так что девушек из CLIENT встречало как минимум в два раза меньше людей, чем было на SOLITARY EXPERIMENTS.
Их это, впрочем, нисколечко не смутило, и вскоре они появились на сцене в своей фирменной серой униформе и строгих туфельках, а симпатичная вокалистка была еще в черных перчатках. В основном, концертная программа КЛИЕНТа включала в себя вещи с первых двух дисков («Rock and Roll Machine», «Radio», «Come On», помимо прочих), а с моего любимого альбома «Heartland» сыграли всего две песни, «Dive» и «Lights Go Out». Была исполнена и одна композиция с их новой пластинки «Command» под названием «Can You Feel», которую я до этого не слышал, ибо купил этот диск уже в Германии. На сцене девушки держались бодро и источали сплошной позитив. Клавишница делала вид, что играет на клавишах, хотя основная ее функция была ставить «фанеру» :) Зато басистка честно отрабатывала свой хлеб, играя вживую, ну и симпатичная вокалистка, разумеется, радовала нас не только гламурной внешностью, но и голосом :) Немногочисленная, по меркам Кольрабициркус, публика воспринимала их выступление очень хорошо, аплодируя по окончании каждой песни и иногда подпевая. Мне же попытался испортить весь кайф от их концерта пьяный Негатив, приехавший в Кольраби на хэдлайнеров того вечера, MELOTRON, и ставший во время концерта CLIENT втирать мне о том, какое это несусветное говно, и что греческие девочки MARSHEAUX не в пример круче. Я попытался ретироваться к ограждению звукооператора, но Негатив настиг меня и там, и если бы не двое русских, которые стояли рядом и отвлекли его внимание, то мне до самого конца выступления, видимо, не получилось бы от него отделаться. А так я, улучив момент, смотался в центр зала, где благополучно и дослушал несколько последних песен :) В общем и целом, даже не смотря на попытки Негатива «очернить» CLIENT, мне этот концерт понравился, хотя их песни в записи, с моей точки зрения, слушаются лучше. Да и странно было видеть столь мало народу на группе, диски которой продаются лучше всего именно в Германии…
После симпатичных британских девочек мы с Брэйном оперативно рванули обратно в АГРУ, где должен был выступать ASP. Перед ними отыграли эротоманы UMBRA ET IMAGO и когда мы появились в ангаре то там уже яблоку негде было упасть, народу было даже больше, чем на VNV NATION днем ранее. А как только ASP появился на сцене под взрывы пиротехники зал буквально взревел от восторга, и такого бурного приема публики на моей памяти удостаивалось всего лишь несколько команд. Но данный коллектив его по праву заслужил, ибо харизматичный Александр Спренг (Alexander Spreng) манипулировал аудиторией как хотел, заставлял ее петь за себя целые куплеты, плясать, выбивать руками нужный ему ритм, и вообще все, что его темной душеньке было угодно. Народ во время этого концерта, не побоюсь этого слова, буквально ликовал, и каждая новая песня встречалась громом оваций. При этом музыканты не забывали о шоу, которое состояло не только в перформансе лысого вокалиста, но и в немалом количестве пиротехники (из-за чего, кстати, прессу пустили фотографировать лишь после четвертой песни) на сцене, которая включала в себя не только стандартные «хлопушки», но еще и мощные факелы, задействованные к концу выступления и выдававшие столбы огня высотой в несколько метров! Закончили они свою программу (вторым бисом) песней «Ich Will Brennen» с альбома 2003-го года «Weltunter», а вообще сэтлист их выступления состоял в основном из одних хитов со всех «номерных» полноформатников, коих, если кто не знает, у коллектива на данный момент шесть. Звук, разумеется, как и подобает на концерте хэдлайнеров (ситуация этого дня аналогична дню прошедшему, когда реальными хэдлайнерами были VNV, а не CURRENT 93, так же и тут, после АСПа должен был выступить еще PETER MURPHY), был потрясающий, мощный, детальный и насыщенный, а пиротехнические эффекты лишь добавляли всему шоу еще больше драйва. Давненько я не становился свидетелем ТАКОГО теплого приема музыкантов публикой, поэтому энергия на выступлении ASP била ключом, и этот концерт стал по праву одним из ярчайших моментов всего фестиваля.
Во время часового перерыва перед выходом Питера Мёрфи (один из основателей и вокалист первой готик-рок группы BAUHAUS, если кто не в курсе :)) мы успели перекусить на «фудкорте» рядом с АГРОЙ, после чего снова отправились в ангар, ждать выхода легенды (заметьте, без кавычек!). Легенда, как и положено, задержалась со своим выходом на сорок минут, что лично для меня не стало никакой неожиданностью, ибо многочисленные «звезды» считают чуть ли не долгом помариновать публику лишние полчасика-часик перед своим «звездным» выходом. Так же поступил и Питер, появившись на сцене в черной куртке и фартовом красном платке, жеманно повязанном вокруг шеи. Глаза престарелой «звезды» были подведены. После развала BAUHAUS в 1983-м Питер замутил сольную карьеру, максимальной точкой которой стал конец восьмидесятых и самое начало девяностых, когда второй сингл с его сольного альбома «Deep» под названием «Cuts You Up» провел целых семь недель на первом месте чарта U.S. Modern Rock, а сам альбом оказался на сорок четвертом месте в чарте Billboard 200. После этого дела у музыканта пошли уже не так резво, и, видимо, под грузом накопившихся проблем, в 1992-м году он принимает ислам и переезжает на ПМЖ в Турцию (Анкару), где и живет по сей день с женой и двумя детьми, иногда записывая новые альбомы и выбираясь в мировые турне подсрубить немного деньжат на пропитание. Собственно, именно такого человека я и узрел на сцене в АГРЕ, человека, которому концертная деятельность уже давно осточертела, но он исправно делает свою работу ради денег, пусть и без души. Человека с потухшим взором, но аристократической осанкой и соответствующим поведением на сцене. Живую легенду, звезда которой уже давно закатилась… Добавить мне к этому, в общем то, и нечего, кроме того, что исполняет PETER MURPHY некий рок (лично для себя я назвал его «старперским» :)), даже без приставки «готик», потому что никаких музыкальных ходов именно ГОТИК-рока в его репертуаре я не заметил. Сыграно и спето все, разумеется, профессионально, но ни особенных хитов, ни энергетики в его выступлении не было, поэтому по ходу дела народ вокруг сцены все редел и редел, при том, что и в начале концерта людей было не очень много, где-то треть от аудитории ASP. Не желая больше слушать малохитовые рОковые композиции господина Мёрфи, где-то после пятой песни мы с Брэйном свалили из АГРЫ и поехали отдыхать в отель, предвкушая последний день фестиваля, который, по идее, наконец-то должен был порадовать нас хорошей погодой…
День четвертый, последний (1.06.2009)
… И он порадовал, так как тучки более менее рассеялись и хмурый город раскрасился солнечными пятнами, если смотреть с 26-го этажа нашей гостиницы. Обрадовавшись такому повороту событий, но не забыв, разумеется, куртку, я отправился на традиционный обед с коллегами, а потом и в Паркбюне, где планировал провести целый день. Приехал я туда к концу выступления второй группы, SCHOCK, которая радостно лабала какой-то второсортный, но при этом довольно хитовый, метал. Послушав две последние песни «шокеров» я стал ждать выступления следующего коллектива под забавным для русского уха названием LAHANNYA.
Так, на самом деле, зовут фронтмэншу (или фронтвумэншу? :)) банды имени себя любимой, которая в Германии особенно известна совместной работой с такими группами, как SOMAN, GREENHAUS, XOTOX и DRACUL, а у себя в Лондоне как диджей в старейшем готическо-альтернативном клубе «Slimelight». Лаханья выскочила на сцену в сексапильно-обтягивающем латексном прикиде с копной длинных синих веревок, вплетенных в волосы, и с места в карьер зарубила заводной и драйвовый метал с женским, разумеется, вокалом, который ежегодно производится тоннами в такой стране, как Финляндия. Хотя дама эта родом и не оттуда, но метал у нее получается играть, отчего то, именно финский :) При этом, не смотря на весь драйв и симпатичность вокалистки, никакого желания прикупить ее релизы, в обилии разложенные на столике с мерчандайзом, у меня не возникло, поэтому честно отстояв ее выступление и похлопав девушке на прощание, я стал ждать следующей группы дня под названием DIE SO FLUID.
И в отличие от Лаханьи, уже на третьей песне выступления DIE SO FLUID я попросил свою подружку сбегать к мерчандайзу и вырубить там все диски этого коллектива, настолько сильно мне понравилась их музыка. Вообще, эта группа стала для меня единственным, по сути, открытием на фестивале, и я безумно рад, что посетил их концерт и приобрел диски. Такого мощного драйва, чистой энергии и угарных суперхитовых песен я уже давненько не слыхивал, а если еще учесть тот факт, что вокалистка и по совместительству басистка коллектива просто душка, то и вообще… Не часто такой расклад встретишь, действительно не часто. В классическом панк составе (гитара, бас, ударные) DIE SO FLUID рубят, ни за что не догадаетесь… угарный и суперхитовый панк! :) Местами с металлическими и даже гранжевыми отсылками, но все-таки панк бескомпромиссный и мощный, как их басовые и ударные партии. Вокал, разумеется, тоже соответствующий мощный, агрессивный, местами скатывающийся в истерику, словом, именно такой, каким и должен быть вокал в подобной музыке! С моей точки зрения коллектив не исполнил на своем концерте ни одной проходной песни, сплошные хиты, хотя на диске, разумеется, в отсутствие мощного концертного саунда с выпирающим басом и акцентированными ударными все это будет слушаться уже не столь ярко. Но лучше хоть что-то, чем ничего, тем более, что настоящие хиты, они и в записи хиты, а уж с этим у коллектива все в полном порядке! Помимо вещей с первых двух альбомов музыканты сыграли и одну песню с альбома грядущего, который должен будет выйти в сентябре, а перед исполнением последней композиции их сэта вокалистка попросила народ слэмовать, ибо именно для этого данная вещь и была предназначена. Народ, впрочем, ее просьбу проигнорировал, и даже первые ряды у сцены, которые обычно падки на подобного рода развлечения, лишь немного пританцовывали, не устроив даже бледного подобия слэма. Культурная публика, видимо, попалась, а настоящие панки к тому моменту в Паркбюне еще не подошли… ;)
Вообще, на территории парка в тот день было просто неимоверное количество людей, как готов, так и обычных «цивилов», вылезших на солнышко поглазеть на «фриков». Более того, рядом с рестораном мной был замечен престарелый клоун, больше похожий на бомжа, развлекающий детишек бюргеров (в основном, клепая из длинных надувных шариков животных) за небольшую плату :) А чуть позже в парке появилась толпа кришнаитов, которая с плясками бродила по кругу, распевая в микрофон «харе кришна». Причем слышно их было отовсюду очень хорошо, ибо микрофон был присоединен шнурком к громкоговорителю, который катили на специальной тележке последние во фрик-процессии :) Готы, при этом, активно фотографировали кришнаитов, а те, в свою очередь, прямо на ходу фотографировали готов… Одним словом, был полный, но очень забавный, дурдом :)
Вернемся, однако, к выступающим. После суперхитовых DIE SO FLUID на сцену поднялись музыканты THE ETERNAL AFFLICT, предложившие зрителям «старперское электро», как я назвал для себя их музыку по аналогии со «старперским роком» Питера Мёрфи. Существующие с 1989-го года, THE ETERNAL AFFLICT достигли пика своей карьеры в первой половине девяностых, после чего нарожали никому не нужных соло-проектов (INSIDE, CYAN KILLS E. COLI) и быстренько сползли с актуального музыкального небосклона в пыль истории. Однако в середине двухтысячных участники коллектива решили возродить былое «величие» THE ETERNAL AFFLICT и выпустили парочку новых альбомов, которые «не поняли» даже их самые преданные поклонники, а бОльшая часть музыкальной прессы вообще со смехом «опустила». Поэтому, после первой же песни «легенд» (всем уже за сорок, кроме толстого клавишника, которому под сорок :)), представлявшей собой неудобоваримое электро с вкраплениями синтипопа для детей, больных синдромом дауна, я решил покинуть площадку и отправился в близлежащий (сто метров от входа в амфитеатр) ресторан пить пиво, в ожидании INKUBUS SUKKUBUS, которых я тоже планировал лишь пофотографировать, после чего снова отправиться пить пиво… ;)
Почему я не остался на выступлении INKUBUS SUKKUBUS, которых в свое время нежно и преданно любил? Да по банальной, в общем то, причине, эта группа уже давно законсервировалась в своем творчестве, из альбома в альбом исполняя одну и ту же, по сути, песню. Нет, названия то у них у всех, конечно же, разные, вот только в музыке нет не только никакого прогресса, но даже и намека на него. Складывается впечатление, что коллектив, однажды найдя удачную фишку, решил больше с нее не слезать и всю жизнь эксплуатировать, пока со сцены вперед ногами не унесут. Именно по этой причине я перестал интересоваться Инкубусом в начале двухтысячных, когда два альбома подряд («Wild» и «Supernatural») оказались лишь блеклой калькой их былых заслуг, а все песни на оных были написаны как будто под копирку. С тех пор, кстати, коллектив выпустил еще три «номерных» альбома, но я сомневаюсь, что ситуация в их творчестве кардинально изменилась :) На концертах, впрочем, группа всегда делала упор на старые хиты своего «золотого периода», а так как ИНКУБУС СУККУБУС я уже видел на одном из Треффенов и их выступления (как и альбомы ;)) ничем друг от друга не отличаются, то и смысла оставаться на их концерте для меня никакого не было, поэтому, отщелкав нужное количество кадров, я с чувством выполненного долга вернулся за ресторанный столик и продолжил пить вкусное немецкое пиво, ожидая начала выступления NOSFERATU. Однако справедливости ради стоит сказать, что посмотреть на выступление Инкубусов в амфитеатр пришло максимальное количество народу, так что немецкая публика их до сих пор нежно любит и на концерты, как видим, довольно активно ходит. Сама же группа, видя такой ажиотаж, решила не заставлять поклонников ждать и начала свое выступление на пять минут раньше заявленного :)
Закончив, впрочем, четко по расписанию, в 19:30, а без десяти восемь на сцену поднялись их коллеги по цеху, одна из самых успешных британских готик-рок групп второй волны, NOSFERATU. За время своего долгого (с 1988-го года) существования коллектив не только продал больше ста тысяч записей, но и постоянно менял состав, в котором из «отцов основателей» до наших дней дошел лишь гитарист Damien DeVille, работающий сейчас над книгой об истории группы. Собственно, от NOSFERATU никаких сюрпризов я не ждал, и они их не представили, профессионально и четко отыграв своеобразный «the best of» из своего долгого творчества, благо, выбирать им есть из чего. Как никак, десять «номерных» альбомов, семь синглов, и больше ста песен репертуара… Сто песен за пятьдесят минут они, конечно же, не сыграли, но этого от них никто и не требовал. Публика воспринимала выступление музыкантов очень хорошо, одаривая овациями, а иногда и подпевая, но народу было раза в два меньше, чем на Инкубусе, что, впрочем, не особо удивительно.
Насладившись мощной энергетикой концертного выступления любимой команды, я стал ждать выхода на сцену еще одних британцев, хэдлайнеров вечера UK DECAY. Образовавшиеся в 1979-м и развалившиеся в 1982-м, UK DECAY успели выпустить лишь несколько синглов и один альбом (плюс один «посмертный» альбом в 1983-м), но считается, что своей музыкой они оказали существенное влияние на нарождавшиеся в то время пост-панк и готик-рок группы первой волны, вроде THE SISTERS OF MERCY, SEX GANG CHILDREN и SOUTHERN DEATH CULT. Насколько эти утверждения справедливы теперь уже не очень понятно, но в любом случае мне было любопытно посмотреть на «протоготику», хотя интуиция подсказывала, что это будет просто отборнейшее говнище. И интуиция меня не подвела… :) Сначала на сцене появился гитарист в черной шапочке с красными звездами на голове, а потом и негрила-басист, что лично у меня вызвало смешок, ибо плотный негр в летах смотрелся на сцене готического фестиваля настолько нелепо, что не вызвать улыбку это просто не могло. Ну а потом на сцену вышел долговязый вокалист не первой, как и остальные участники группы, свежести, чем вызвал неподдельный восторг оккупировавших первые ряды панков. Ну а дальше началось то самое отборнейшее говнище, о котором меня заранее предупреждала интуиция, полнейшая какофония вида «кто во что горазд». Негрила с сосредоточенным лицом наяривал на басу лишь одному ему известные партии, ударник барабанил в глубине сцены что-то свое, гитарист упражнялся в извлечении нойза из своей гитары, а вокалист, при этом, что-то невозмутимо пел в микрофон, корча, иногда, уморительные рожи. Слушать это было решительно невозможно, но панки в первых рядах увлеченно трясли разноцветными ирокезами, всем своим видом показывая, что их нереально «прет». Перло, впрочем, только их одних, потому что народу в амфитеатре изначально было в два раза меньше, чем на НОСФЕРАТУ, так он еще и стал потихоньку расходиться после первых же аккордов «протоготов». Да и высшие силы нам подсказывали, что слушать это говнище никому не стоит, ибо буквально за считанные минуты после начала выступления UK DECAY на небе появилась серьезная грозовая туча, а после второй песни начал кропать все усиливающийся дождик. Мы, разумеется, при таком раскладе моментально рванули к машине четы Moonwalker'ов (московские корреспонденты UGP), которые на арендованном SEAT'е доставили нас к АГРЕ, где под навесом бензозаправки в течение ближайшего часа мы пили пиво и мило общались, ожидая окончания дождя и начала заключительного выступления фестиваля.
Им стал концерт известной немецкой группы LETZTE INSTANZ, которую я уже видел на прошлых Треффенах и вся дискография которой уже давно стоит у меня на полке. Коллектив, подобно другим немецким группам «medieval метала» (или «Neue Deutsche Harte», если угодно), известен своим большим составом и эклектичностью инструментов. Так, помимо стандартных вокалиста, ударника и трех гитаристов, в группе еще играет виолончелист и скрипач, которые во время концерта некисло «зажигают», виолончелист активно крутит копной длинных волос (а-ля APOCALYPTICA), а скрипач постоянно пританцовывает на сцене даже во время исполнения своих скрипичных партий. Группа, одним словом, хорошая, но… не хэдлайнер! И это сразу было видно хотя бы по количеству собравшегося в АГРЕ народа, ангар был заполнен меньше чем на половину и никаких проблем встать в середине зала не было. И хотя музыка у коллектива драйвовая и заводная, настоящих суперхитов у LETZTE INSTANZ не так уж и много, и бОльшая их часть сосредоточена в ранних альбомах (максимальная концентрация на диске «Kalter Glanz»), с которых на концерте почти ничего не было исполнено. Вместо этого музыканты играли материал с поздних дисков, которые, с моей точки зрения, намного слабее их раннего творчества, а посему минут через сорок однообразие «скрипично-гитарного мегадрайва» уже начало порядком утомлять, хотя мы стойко ждали окончания выступления. Не дождались…, сдавшись примерно через час с небольшим. За все это время группа исполнила лишь две песни с «Kalter Glanz», а остальной материал был явно не рассчитан на долгий концерт, ведь на одном драйве и пиротехнике с хорошим светом, но без явных хитов далеко не уедешь. Вот LETZTE INSTANZ и не уехали, растеряв к тому времени, как мы покинули АГРУ, до трети аудитории. Ну не хэдлайнерского уровня эта группа, чего уж тут поделать :)
Так как время еще было довольно «детское», около половины первого, то мы отправились на ресторанную улицу чтобы замутить «прощальный ужин», который получился несколько смазанным из-за того, что на всей улице работало всего одно заведение, где из горячего можно было заказать лишь крылья барбекю. Мы их, собственно, и заказали, просидев в этом ресторанчике до самого его закрытия в полтретьего ночи. Потом, разумеется, нас ждала упаковка чемоданов и короткий беспокойный сон в преддверии обратного путешествия в Берлин и вылета в Москву…
Заключение
К сожалению, плохая погода, малоизвестные хреновые группы и косяки организаторов серьезно смазали мне впечатление от фестиваля, и лично для себя я считаю его худшим из всех Треффенов, на которых успел побывать. С другой стороны, я стал свидетелем нескольких королевских концертов (VNV NATION, ASP), посетил выступление SCARY BITCHES и открыл для себя отличную новую группу DIE SO FLUID. Это если не говорить о тоннах вырубленных дисков и прочего барахла с блэк маркета, вкусного немецкого пива и приятной компании. Мои первоначальные впечатления о малой посещаемости фестиваля развеялись уже на второй день, когда я стал свидетелем забитой до отказа АГРЫ, да и перед выступлением NOSFERATU «ведущий вечера» сообщил, что этот фестиваль стал для организаторов рекордным по продажам билетов (и рекордным, кстати, по количеству площадок и проводимых там мероприятий), на него приехало больше двадцати одной тысячи готов, что, конечно же, не может не радовать. Может не радовать лишь усиленное старение аудитории, во всяком случае в Германии, где с каждым годом «престарелых» готов становится все больше и больше, а молодежи, все меньше и меньше. У нас в России, впрочем, ситуация обратная, так что глядишь, лет через десять именно мы будем разбавлять готических старичков и старушек на Треффене свежей кровью из восточной Европы :) Это при условии, конечно, что ездить от нас будут так же активно, как в этом году. Ну что, господа, увидимся на следующем Треффене? … ;)
Автор: Сергей Меренков