Крупнейший международный готический фестиваль Wave Gotik Treffen справлял в этом году свой юбилей серьезные двадцать лет, ради чего на основной фестивальной площадке в Агре в «предфестивальный» день 9-го июня выступили некоторые коллективы (AGE OF HEAVEN, SWEET WILLIAM, THE ETERNAL AFFLICT, DAS ICH, HENKE с песнями GOETHES ERBEN и эксклюзивный финальный перформанс LOVE LIKE BLOOD), игравшие еще на самом первом WGT в 1992-м году. Так как объявили об этом уже после того, как нами были забронированы авиабилеты, то посмотреть этот концерт мы не смогли, но те из наших знакомых, кто там присутствовал, отзывались о «юбилейном шоу» неплохо :) Ну а мы в то время, когда он должен был начаться (6 часов вечера), только сели в Берлине после двухчасового полета в комфортабельном салоне дискаунтера AirBerlin. Далее была обычная рутина скоростной поезд ICE до Лейпцига и вкусный ужин в стейк-хаусе Maredo, омраченная тем обстоятельством, что у меня жутко болела правая нога. Настолько, что под конец дня я уже еле ходил, а ночь так и вовсе практически не спал. Это, разумеется, серьезно омрачило мне весь фестиваль, хотя свой журналистский долг я мужественно выполнил, не смотря ни на что :)
День первый (10.06.2011)
Проснувшись после полутора часов беспокойного урывочного сна и поняв, что надо срочно ко врачу, я кое-как позавтракал и направился в местную больничку, где никакого путного диагноза мне не поставили, зато выписали сильное болеутоляющее, которое, надо сказать, действительно помогло. Всей этой медицинской катавасией я занимался почти до трех часов дня, после чего мы встретились с нашим блинным спонсором (спасибо тебе ОГРОМНОЕ, Миша, как всегда! ;)) и поехали на серебристом Мерседесе в Агру за аккредитациями. Быстро получив их, на тамошнем фудкорте мы разделились, и я с подругой отправился «работать по компактам» в Saturn и Muller два крупных магазина с большим выбором музыкальных дисков. За этим интереснейшим занятием мы провели еще несколько часов, после чего решили идти ужинать в любимый нами ресторанчик на площади рядом с фонтанами, где нас удачно отловила Hellen, приехавшая в Лейпциг со своими друзьями, Димой RedEye'ем и Аллой из Russian Synth Community. Там, за общением, жрачкой и пивом мы приятно посидели еще часок с небольшим, после чего ни Hellen, ни кого-либо из ее друзей я больше на фесте уже не видел… ;)
В Агре все это время вовсю выступали 18 SUMMERS, GOTHMINISTER, UMBRA ET IMAGO, но мне на это было пофиг, ибо первый день уже сложился так, что посвятили мы его шоппингу. Скинув музыкальные покупки в номере отеля, мы снова отправились в Агру, но вовсе не за тем, чтобы послушать COVENANT с хэдлайнерствующими DEINE LAKAIEN, а для продолжения шоппинга уже на Блэк Маркете. Который, надо сказать, в этом году существенно разочаровал, ибо многие из торговцев на него не приехали, в результате чего было достаточно пустых мест. И если с выбором одежды все было относительно неплохо, хотя стенда, торгующего готическими тапками, например, я не нашел :), то с компакт-дисками и винилом в этом году ситуация была если не катастрофическая, то намного более печальная, чем обычно. Уж не знаю, почему часть фирмачей проигнорировала юбилейный Треффен, но факт остается фактом, и рынок в этом году своих посетителей особенно не радовал, кроме тех, разумеется, кто появился там впервые. Ибо неофитов даже скукоженый маркет наверняка серьезно впечатлял, ну а для тех, кто видел его ранее, сравнение было явно не в пользу юбилея…
Что же касается количества готов, то тут мои наблюдения расходятся с наблюдениями других людей и зависят от площадки. На тех площадках, где был я, а в основном это Агра и Паркбюне, у меня создалось впечатление что и готов было меньше, чем обычно, в то время как другие люди говорили мне о том, что на некоторые концерты (HOCICO) были какие-то безумные мегааншлаги и попасть туда было практически невозможно. Логика, конечно же, подсказывает, что на юбилей народу съехаться должно бы больше, чем обычно, так что возможно это просто мне не повезло и будем считать, что готов было больше, хотя мне показалось, что их было меньше :) Причем тренд старения аудитории никуда не делся и не замедлился, поэтому чуть ли не половина всех присутствовавших была в возрасте «кому за…», а другая половина к нему стремительно приближалась :) Что же касается fashion трендов, то в этом году таковой снова появился, многие готы носили с собой в руках корзинки для пикника, в которых могло находиться все что угодно, от всяческой снеди до черного бархата с готической «ботвой». Немало было и готов с собачками, что тоже можно записать в очередной тренд :) Никуда не делся, разумеется, и культовый в узких кругах «нойзовик затейник», бомжатского вида бородатый мужик в железном шлеме и с электрогитарой, который монотонно вещал что-то в микрофон, иногда дергая струны. Просто в этом году он переместился на другое место, а так все было по прежнему :)
Обойдя все стенды маркета и ничего там не купив, уже ночью мы направились на «ресторанную улицу» в традиционное для нас кафе, где кухня закрывалась поздно и можно было попить-поесть и в двенадцать, и в час ночи. Затусовав там часиков до трех, усталые, но довольные, мы отправились спать, ибо назавтра халявить уже было нельзя…
День второй (11.06.2011)
Однако если очень хочется, то можно… ;) Халявить, в смысле, ибо в Паркбюне, где выступали в тот день рокеры, я появился не в районе трех, как изначально планировал, а около шести, застав часть выступления культовых австралийских готик-рокеров IKON. Будучи столпами австралийской темной сцены и, пожалуй, единственным готическим коллективом из Австралии НАСТОЛЬКО хорошо известным субкультурным массам, IKON выступили неплохо, но не более того. Их музыка предполагает определенный заряд драйва и энергетики, но именно этого самого драйва и энергетики у музыкантов не было, видимо, сказывалась их совсем не хэдлайнерская позиция в расписании, не смотря даже на то, что у коллектива в этом году двадцатилетний юбилей. По этому поводу вокалист высказался в том смысле, что надо бы отметить это событие, но в бэкстейдже они нашли лишь бутылки с водой, и это по-настоящему рок-н-рольно :) Во время их концерта публика с упоением перекидывала над головами надувной детский круг и мячик, что занимало некоторых явно больше, чем играющие и поющие на сцене австралийцы, которых, впрочем, без однопесенного биса все-равно не отпустили юбилей же, сами понимаете ;) Погодка в этот день была довольно прохладной, днем пару раз прошел мелкий дождик, но под вечер на небе остались лишь небольшие тучки и не более того.
После заезжих гостей из Австралии на сцену вышли свои, кондовые немецкие рокеры LACRIMAS PROFUNDERE, игравшие некогда хороший doom-metal, а в нулевых переключившиеся на «альтернативу». Так как их позднее «альтернативно готик-роковое» творчество трогает меня гораздо меньше, чем ранние «дум-дезовые» альбомы, да и видел я «ЛакрИмазов» на сцене уже не раз, на этом выступлении моя тушка надолго не задержалась, хотя народу в амфитеатр они собрали объективно больше, чем IKON. Видимо свое, кондовое, немчишки любят больше, чем заезжих готик-рокеров :)
Попив в ресторане пивка, на площадку я вернулся аккурат к началу концерта хэдлайнеров этого вечера, заслуженного коллектива из Гамбурга GIRLS UNDER GLASS, у которых, как и у IKON, в этом году тоже был юбилей, только не двадцать, а двадцать пять лет на сцене. По этому случаю их выступление называлось «GIRLS UNDER GLASS 25th JUBILAUM MIT GASTEN» и предполагало, как следует из названия, наличие гостей. Этими гостями стали Свен Фридрих (Sven Friedrich) из ZERAPHINE, Питер Спиллес (Peter Spilles) из PROJECT PITCHFORK, Раскаль Ников (Rascal Nikov) из ROTERSAND, Освальд Хенке (Oswald Henke) из GOETHES ERBEN и кучи других проектов, Родни Орфеус (Rodney Orpheus) из THE CASSANDRA COMPLEX и еще парочка каких-то хренов :) Соответственно, весь их концерт превратился в своеобразный джем-сейшен, на котором композиции самих GIRLS UNDER GLASS были в меньшинстве, а приглашенные гости пели как собственные песни (вокалист ROTERSAND, например, спел «Exterminate Annihilate Destroy»), так и каверы («Frozen» Мадонны, и другие), хотя и про юбиляров, разумеется, не забывали. Однако сами юбиляры иногда забывали порядок выхода гостей на сцену. Так, вторым гостем вокалист «Девочек» Волкер Захариас (Volker Zacharias) объявил чувака из ROTERSAND, хотя на сцену вышел Питер из PROJECT PITCHFORK. Волкер, разумеется, поправился, на что клавишник за его спиной стал показывать публике, что надо бы поменьше пить перед концертом :)
Вообще, их выступление прошло в очень хорошей позитивной атмосфере. Было много электронных и танцевальных вещей, особенно когда на сцене тусовался Родни из CASSANDRA COMPLEX, на котором, собственно, основная часть и закончилась. Но без биса народ «Девочек», разумеется, не отпустил, поэтому по-настоящему они закончили свой юбилейный концерт совместным со своими многочисленными гостями исполнением песни PROJECT PITCHFORK «Timekiller». Музыканты, я думаю, неплохо провели это время на сцене, равно как и публика, принимавшая их очень тепло, но которой, кстати, было меньше, чем на LACRIMAS PROFUNDERE. Мы же, взяв ноги в руки, поехали на новую фестивальную площадку под названием ALTE MESSE / HALLE 15, где закрывали этот вечер TIAMAT.
HALLE 15, собственно, пришел на смену Кольрабициркусу, который в этом году прикрыли и где была хреновая, по объективным причинам, акустика. Новая площадка в этом смысле оказалась получше, но тоже не идеальной, ибо представляла собой большой зал некоего двухэтажного торгового (вряд ли) или выставочного (скорее всего) центра, куда в первые два дня согнали всех металлистов, а в другие два электронщиков. Туда мы приехали на нескольких последних песнях LAKE OF TEARS, игравших старенькое, и стали дожидаться лысого Эдлунда (Johan Edlund) сотоварищи.
Эдлунд, впрочем, всех обломал, выйдя на сцену в бандане :) и ожидаемо заиграв относительно старый материал с одной лишь песней из последнего, не очень удачного альбома «Amanethes». На второй композиции, впрочем, у коллектива возникла техническая заминка, и пока Эдлунд с гитаристами настраивали инструменты, клавишник с ударником развлекали публику импровизациями. Это продолжалось минут пять, после чего технические вопросы утрясли и концерт продолжился в штатном режиме «с миру по нитке» то бишь играли по одной, максимум паре песен со всех альбомов, начиная с легендарного «Wildhoney». Качество звука и исполнения было, разумеется, на высоте, да и песни коллектив старался играть в новых, довольно свежих, за счет дополнительных клавиш, аранжировках. Народу в зал на TIAMAT набилось весьма прилично, даже задние ряды были довольно плотными, что лишний раз подчеркивает звездный статус коллектива, который, надо отдать музыкантам должное, отработал на все сто. Естественно, не обошлось без биса, на котором исполнили кое-какие дум-дезовые вещи, например композицию «The Sleeping Beauty» с альбома «Clouds», для чего на сцену Эдлунд пригласил чувака, оравшего гроулингом :) Именно после этой песни мы свалили пить и жрать на ресторанную улицу, в то время как бис в HALLE 15 и не думал заканчиваться…
День третий (12.06.2011)
На третий день я уже не стал халявить и приехал в Паркбюне в конце выступления первой группы дня, SUBSTAAT, за которыми должны были играть португальские некро-индустриальные EBMщики ESC, a.k.a. Eden Synthetic Corps. Выбежав на сцену в разрисованных краской грязных майках, португальцы с места в карьер зарубили жетский EBM с индустриальными нотками, за готорые отвечал гитарист, в то время как клавишник делал вид, что играл всю электронику вживую :) Два вокалиста, один из которых был с голым торсом и постоянно выделывал им движения а-ля «танец живота», неимоверно напрягались, скакали по сцене и зверски голосили в дисторшированные микрофоны. Народу в парке на тот момент было еще немного и ESC пытались расшевелить публику изо всех сил. Их сил, впрочем, не особенно хватало, ибо настоящих хитов у коллектива немного, и все они были сыграны ими уже под конец выступления.
Затем на сцену вышли шведы из проекта CRYO, несимпатичный парень с кошмарным ртом Мартин (Martin Rudefelt), который, собственно, и есть всё CRYO, и его сценический помощник в розовых очках Андреас (Andreas Ingefjord), попеременно встававший то за ударную панель, то за клавиши. Играя довольно прямолинейный электронный индастриал с упором на линию басов и ударные, проект, к сожалению, не обладает ни суперхитами, ни сценической харизмой для того, чтобы выбиться из третьего эшелона «альтернативной электроники». Хотя не факт, что сама группа в лице Мартина Рудефельта этого желает, ибо его философией является фраза «never sacrifice art for profit», и что в ней совершенно верно, так это то, что с такой музыкой получить какой-либо профит действительно нереально :) Публика это тоже чувствовала, поэтому ряды у сцены были реже, чем на ESC. Все, видимо, ретировались в парк, буквально забитый как готами, так и обычными людьми, приехавшими туда на пикник с мангалом и колбасками :)
Следующими в амфитеатре выступили испанские синтипопперы CULTURE KULTUR в составе вокалиста Сальвы Маине (Salva Maine) и клавишницы Distortiongirl. Если честно, то об их статичном выступлении мне написать практически нечего, ибо кроме них на сцене никого и ничего не было, Distortiongirl с невозмутимым лицом стояла за своими клавишами, а Сальва в черной рубашке со светло-коричневым галстуком неторопливо прохаживался по сцене, вокализируя в микрофон. Вживую, с моей точки зрения, их слушать абсолютно бессмысленно, в то время как на дисках очень даже ничего…
За испанцами на сцену забрались еще одни шведы, олдскульные индустриальные EBMщики THE PAIN MACHINERY в составе лысого вокалиста, не менее лысого чувака с МакБуком и синеволосого живого ударника. Как верно охарактеризовал их музыку Кирилл из Indiestate, «они очень похожи на NITZER EBB», которых я терпеть ненавижу, поэтому отсняв положенные пару песен я в ужасе свалил от их простого бита и незамысловатых электронных пассажей в парк, пить пиво :) Моему примеру, кстати, последовали многие, потому что народу на этом выступлении было раза в два меньше, чем на CULTURE KULTUR…
Протусовав с Кириллом за кружкой классного немецкого пива около часа, в районе восьми вечера мне пришлось таки вернуться в амфитеатр на выступление «почти хэдлайнеров» TACTICAL SEKT. Безусловно, в музыкальном портфеле этого коллектива есть кое-какие хиты, часть из которых они и сыграли на концерте, но под конец, как это часто бывает с подобными группами, однообразие электро-индастриала стало немножко утомлять. Выступали они, впрочем, бодренько, упитанный вокалист не только страшно голосил, но еще и носился по сцене, клавишник в залихватской ковбойской шляпе «рубиться» тоже не забывал, ну а живой ударник с ирокезом обеспечивал довольно жесткую ритмическую подложку, иногда бегая по сцене и бросаясь в зал бутылками с водой. Одну из них он, впрочем, бросил неудачно, и задев верхнюю перегородку сцены она чуть не упала ему на голову :). Под конец своего выступления вокалист поднял над своей головой самодельный плакат с надписью «FU AROCK», попросив аудиторию проорать это, что некоторые и сделали, в то время как я, уже изрядно утомившись, пошел оттуда восвояси.
Мой изначальный план состоял в том, что весь день я проведу в Паркбюне, после чего поеду в Агру на FIELDS OF THE NEPHILIM, однако господин Stranger из UGP его сорвал, пригласив меня отужинать с ним в ресторане :) Разумеется, я с легкостью променял хэдлайнеров Паркбюне POUPPEE FABRIKK на вкусный ужин во вьетнамском ресторане, после чего отправился в Агру на «Филдов». Которых я уже один раз видел все на том же ВГТ и в этот раз хотел их посетить исключительно «для галочки», ибо никогда большим поклонником МакКоя (Carl McCoy) не был. Галочку я, разумеется, поставил, уйдя с их выступления после пятой или шестой песни (второй, кстати, они исполнили «Penetration» из единственного альбома «Zoon» сайд-проекта МакКоя NEFILIM), в то время как в первый раз я досмотрел их концерт до самого конца. Просто звук в этот раз на них был ну очень хреновым вместо четких гитар и громких ударных какая-то размазанная какофонообразная каша, слушать которую в состоянии «неизмененного сознания» было решительно невозможно. Вот я и не стал, отправившись на маркет, а потом и в ресторан, обсудить итоги дня с друзьями…
День четвертый, последний (13.06.2011)
Весь последний день я решил провести в Агре, потому что в HALLE 15 нагнали не особо интересных мне электронщиков/индустриальщиков, а в Паркбюне тусовались готик-рокеры. В Агре же собрались неизвестные мне коллективы, кроме MEDIAEVAL BAEBES, по которым я предположил, что выступать всё будут сплошь «волынщики» да «фолкеры», и … ошибся :) Ибо выступали в этот день в Агре почти сплошные металлисты!
Первый коллектив под названием DIE VORBOTEN я благополучно пропустил, приехав ко второму, NORTHLAND, которые оказались чуть ли не дез-металлистами с кучей гитар и гроулингом, но еще со скрипкой и клавишами :) Фолка в их музыке было немного, зато кондового металла ну ОЧЕНЬ много, поэтому я выдержал всего лишь одну песню, позорно сбежав на улицу.
Зато следующий коллектив под названием COPPELIUS оказался самым безбашенным и прикольным из всех виденных мной на юбилейном WGT! Сначала на сцену вышел «конферансье» с музыкальным треугольником, а потом на нее выбежали все остальные и там начался настоящий балаган, который словами описать очень непросто. Начнем с того, что в коллективе аж шесть человек с вычурным гримом и в старинных нарядах конца девятнадцатого века с высокими шляпами, двое из которых рубят на виолончелях, двое других играют на кларнетах, один сидит на барабанах, а «конферансье» носится по сцене, вокализирует, и иногда «подыгрывает» на своем треугольнике :) Вокализирует в этом коллективе, впрочем, не только он, а ВООБЩЕ ВСЕ, кроме барабанщика, которому не до вокала. При этом почти все, включая виолончелистов, носятся по сцене, заигрывают с публикой, играют в уморительных позах и вообще ведут себя настолько отвязно, насколько это вообще можно. Музыка, при этом, соответствующая, эдакий веселый балаганный металл, который вместе со сценическим перформансом слушается превосходно, но и на CD, я думаю, звучать будет неплохо.
Под конец своего выступления «конферансье» усадил почти всю Агру на бетонный пол, исполнив завершающий «медляк», после чего музыканты раскланялись и под гром оваций покинули сцену. Именно COPPELIUS собрали в этот день максимальную аудиторию, до которой не смогли дотянуться даже хэдлайнеры, а после них народу на оставшихся коллективах было уже существенно меньше.
Например на «Epic Folk Metal» финнах CRIMFALL, единственным отличием которых от прочих «эпик металлистов» стала упитанная вокалистка с длинным хаером, которым она периодически махала в лучших металлических традициях. Она, впрочем, голосила в коллективе не одна, а вместе с мужиком, «поющим» гроулингом, да и никакого фолка в их музыке я не почувствовал, услышав лишь кондовый метал с бластбитами. Так как подобную музыку я не слушаю уже лет десять, то и оставаться на их выступлении у меня резона не было, поэтому до выхода следующей группы мне пришлось коротать время на блэк маркете.
Следующими на сцену поднялись еще более кондовые металлисты из Хельсинки под названием MOONSORROW, которые тоже, отчего то, считают себя весьма «epic». Правда, не «эпик фолк», а «epic heathen metal», хотя играют, при этом, вполне обычный pagan black :) Мои нежные ушки не смогли выдержать даже одной песни, и я позорно сбежал с их выступления в Паркбюне, где как раз начинали хэдлайнерить MEPHISTO WALZ.
Из основателя легендарного американского коллектива, Барри Гэлвина (Barry Galvin), уже давно песок сыплется, но он все так же продолжает моложаво красить волосы, хотя и выглядит на сцене, рядом с не такими престарелыми band mates, весьма нелепо. Этого, впрочем, нельзя сказать об его музыке, которая до сих пор слушается неплохо, хотя новые вещи с последнего альбома, которые они исполнили на концерте, от старых песен практически ничем не отличаются. Их новый диск, кстати, можно было приобрести на площадке за 10 евро, но я не уверен, что хоть кто-то это сделал, ибо он являлся самопальным CD-Rом с ужасающего качества полиграфией, отпечатанной цветным струйником на хреновой бумаге. Я все, конечно, понимаю, но чтобы ЭТО продавать… Народу, кстати, на их выступлении было тоже не сказать чтобы много, да и звук подкачал, поэтому примерно через полчаса я с чистой совестью свалил оттуда, чтобы успеть обратно в Агру на концерт MEDIAEVAL BAEBES.
Которые там были единственной НЕ металлической группой вечера, но на которых, тем не менее, я так же особенно не задержался. Причина? Ужасающая скука! Ведь исполняют «крошки» средневековые народные песни, которые не радуют современного слушателя ни особым музыкальным разнообразием, ни богатством аранжировок. Замечательно, конечно, что все шесть девушек могут и петь, и на традиционных музыкальных инструментах, вроде бубенцов или мандолины, играть, и всякие танцевальные «па» у микрофонов выделывать, но слушать это больше чем десять минут решительно невозможно, во всяком случае большинству современных людей, не фанатеющих от средневековой музыки. Ярким доказательством этому стал зал Агры, который впервые на моей памяти на выступлении ко-хэдлайнера был практически пустым :) Я мужественно отстоял на их концерте полчаса, после чего не выдержал и пошел дышать свежим воздухом, ибо от вокализов «крошек» клонило в сон, а мне нужно было еще последних металлистов поснимать.
Собственно, хэдлайнеров этого вечера, швейцарцев ELUVEITIE я дождался исключительно ради этого поснимать, ибо играли они, как и большинство предыдущих групп, кондовый «фолк метал» со скрипками и флейтами, и, разумеется, гроулингом, куда же без него? :) При этом обилие инструментов создавало больше какофонии, нежели вменяемых мелодических конструкций, поэтому на полном серьезе все это слушать могли лишь металлисты, и никто другой. Но даже их в Агре к тому времени было немного, так что хэдлайнер играл практически перед пустым залом, и это, с моей точки зрения, было явным проколом организаторов, которые должны были поставить все эти группы на другую, меньшую площадку. Поснимав по-быстрому швейцарцев я поспешил уйти из Агры и отправился на ресторанную улицу ради прощального ужина с друзьями…
Заключение
Не знаю как остальным, но лично мне юбилейный WGT не очень понравился, ибо интересных новых групп, кроме COPPELIUS, я для себя не обнаружил, да и больная нога, конечно, омрачила мне все действо, вместе с потерей моего багажа на обратном пути, который вместо Москвы улетел из Берлина в Дубай :). На следующий год, впрочем, как обычно мы все в Лейпциге, ведь WGT это не только группы, но и серьезная тусовка, а уж с этим то проблем никаких не было и, надеюсь, в будущем не будет. Так что готовься, Лейпциг, мы вернемся скоро… ;)
Автор: Сергей Меренков