Так как прошлый WGT запомнился мне больше не супервыступлениями и новыми открытиями, а тем фактом, что у меня жутко болела нога, то в этом году я очень надеялся на то, что проблем со здоровьем не будет и я смогу спокойно насладиться самым крупным готическим фестивалем на планете Земля. Слава богу, так и вышло, но я, по-моему, уж слишком расслабился… ;)
День первый (25.05.2012)
Прилетев в Лейпциг поздно вечером накануне, с утра 25-го мая я был «бодрячком», готовясь к обычной пятничной рутине, получению аккредитаций и шоппингу. И если в прошлые года у касс АГРЫ обычно стояли длинные очереди к окошку с «обычными» билетами и не очень много людей в окошко для аккредитаций, то в этом году все было с точностью до наоборот СОВЕРШЕННО НИКОГО в окошко за билетами и человек десять журналистов, стоящих за аккредитациями. Это, впрочем, наверняка было случайным совпадением, потому что недостатка в посетителях фестиваль явно не испытывал и центр города, как обычно, был до отказа забит «людьми в черном», которых с удовольствием фотографировали местные жители. Довольно быстро подтвердив наш гордый статус журналистов, я с обычной компанией друзей в лице Ann, Brain's Strained и Merime погрузился в его стремительный Porsche и отправился обедать в ресторан, где по традиции начал планировать свое расписание и понял, что бОльшую часть групп в программе я совершенно не знаю. Решив, что это даже лучше, потому что могут быть приятные сюрпризы, я доел вкуснейший стейк с кровью и отправился на долгожданный шоппинг сначала в «Старину Мюллер», а потом и в Сатурн, где «вырубил» огромное количество свежих и не очень дисков. Время за этим увлекательным занятием летело очень быстро, и как то неожиданно на город опустился вечер, просигнализировавший мне о том, что надо отправляться в АГРУ на «Black Market».
Там, естественно, уже вовсю шла бойкая торговля всем, что только может вообразить себе темная душа гота, панка, кибера, или даже рэйвера, то бишь ВСЕМ! Компакты, правда, продолжают сдавать свои позиции, зато всеразличных шмоток и аксессуаров в этом году, субъективно, было больше обычного, а Queen of Darkness даже открыла специальную «Sales Only» секцию в которой их шмотье можно было купить со скидками до 70%, чем я, разумеется, воспользовался, приобретя себе заклепанный готический шарф :) Не узрев на их обычном месте в дальнем левом углу зала «BDSMную точку» с большим выбором железных дилдосов, анальных пробочек, плетей и расширителей, я уж подумал, что их продукция тут перестала пользоваться спросом, но нет, престарело-фактурные немецкие BDSMщики лишь переехали на другую линию, подальше от основного входа, расширив свой ассортимент компактами по запредельным ценам. А в общем цены в этом году, опять же, чисто по субъективным ощущениям, стали чуточку доступнее, чем в прошлом, возможно, благодаря многочисленным распродажам и прочим «акциям», недостатка в которых действительно не было. Так, полноценно «прикинуться» вполне можно было за пару сотен евро, включая одежку, обувь и аксессуары. Не шик модерн и топ класса, конечно, но всего за пару сотен ведь! Попробуйте ка проделать это, например, в Москве… ;)
Ходя по маркету и наблюдая за готами в этом году я не смог выделить какого-то четкого «тренда», которым славились многие прошлые фестивали. (Полу)Обнаженных в этом году практически не было, что наверняка явилось следствием относительно прохладной погоды. Колокольчиков на ногах почти никто не носил, милитари-готов было мало, зато фетиш- и кибер-готов, по-моему, немножко поприбавилось. Но в общем все расклады по стилям остались почти без изменений, романтика?, пожалуйте, готика?, да сколько угодно! :) А, кстати, вот «старперов» в этом году я видел значительно меньше, чем в предыдущие, неужели «готика помолодела»? Если так, то исключительно в Германии, где субкультура до сих пор живее всех живых, в то время как в других странах она либо тихо загнивает, либо вообще почти умерла, как, например, у нас… Грустить по этому поводу нам, впрочем, нечего, если «бабки» есть, конечно, на посещение Европы ;)
Но лично у меня после всех покупок с «бабками» вопрос встал туго, поэтому и с рынка пришлось в конечном итоге ретироваться на «ресторанную улицу», где меня уже ждали наши славные друзья с рассказами о концерте LOVE IS COLDER THAN DEATH и [X]-RX, а также присоединившийся к ним «отец русской готики» Coroner. Сам я, как вы понимаете, в этот день ни на одном концерте не был, предпочтя сто раз уже виденным TANZWUT (которые, на удивление, ОТКРЫВАЛИ этот день в АГРЕ), CLAN OF XYMOX, PROJECT PITCHFORK и EISBRECHER (которые, снова на удивление, были в АГРЕ хэдлайнерами) здоровый немецкий шоппинг и вкусное саксонское пиво :) Посидев и «потрещав» в нашем любимом итальянском ресторане, в районе двух часов ночи мы разошлись по своим номерам с твердой уверенностью в том, что уж завтра то начнется все с концертов…
День второй (26.05.2012)
…Но началось все снова с шоппинга :) Правда, на этот раз в самом городе на его центральной улице с кучей магазинов и ресторанов. Ну а что, живем то один раз, ведь правда? Концерты могут и подождать, поэтому в КОЛЬРАБИЦИРКУС я приехал не к первой, а к четвертой группе под названием DARK FORTRESS, которые оказались… КОНДОВЫМИ БЛЭКАРЯМИ (!!!) в железе, корпспэинте и с длинными патлами! Немножко прифигев, я, разумеется, выполнил свой журналистский долг и не только их поснимал, но еще и послушал несколько первых песен, которые, кстати, были для блэка весьма неплохи. Играли парни довольно медленный для жанра «melodic black metal» с клавишными пассажами и плотной стеной перегруженных гитар, которым внимало, правда, совсем немного народу, а «рубилось» под них и того меньше. Лично я насчитал человек 15 активно машущих хаером, в основном в первых рядах. Остальное же пространство «цирка» было почти полностью свободно, но на AMORPHIS, которые должны были закрывать этот вечер, народ наверняка подтянулся. Мне, впрочем, хватило пятнадцати минут ТЕМНОЙ КРЕПОСТИ, после чего я не только не пожалел, что не провел там весь день, как планировал, но и с энтузиазмом отправился на площадку FELSENKELLER, где должны были выступать ORDO ROSARIUS EQUILIBRIO и HEKATE. Первые из них в прошлом году выступали в Москве, поэтому мне было очень интересно сравнить два концерта, хотя лично для меня было заранее очевидно, который из них мне понравится больше…
И это даже не потому, что в Германии пиво вкуснее и звук лучше, хотя и это тоже ;), а потому, что в Москве ORDO ROSARIUS EQUILIBRIO выступали в сильно урезанном составе, в то время как в Лейпциге они были во всей красе, с двумя девчонками на «подтанцовках», хотя на самом деле они вообще не танцевали :), и, разумеется, с женой Томаса Петтерссона (Tomas Pettersson), Розой-Марией (Rose-Marie Larsen) на подпевках. Я ожидал, что в их программе упор будет сделан на последний, самый лучший, с моей точки зрения, альбом «Songs 4 Hate & Devotion», но коллектив решил сделать «ход конем» и бОльшая часть материала была сыграна с других дисков, включая самый первый, «Reaping the Fallen, The First Harvest». Старые песни, впрочем, были исполнены в новых аранжировках, поэтому звучали свежо и интересно, жаль только что девушки на подтанцовках до конца так и не разделись :) Дело в том, что на каждом треке одна из них подходила к другой и снимала с нее какую-то часть одежды, оставшись, в конечном итоге, в сексапильных черных «ночнушках». Черт, вот это и есть настоящий BDSM дразнить, но не показывать! ;)
Несмотря на то, что их концертная программа была «заточена на старину», про новые песни коллектив тоже не забыл, исполнив под конец не только все суперхиты с последнего альбома («A World not so Beautiful», «I M B E C I L E, My Idiot Lover», «If Christ is the Answer, then what is the Question?», и, разумеется, «A Song 4 Hate & Devotion»), но и одну новую композицию с грядущего диска, которая ожидаемо оказалась в ключе последнего альбома. Последние две песни выступления коллектив исполнил в «расширенном составе», ибо Томас пригласил на сцену своих друзей-музыкантов из HEKATE, один из которых уселся за барабаны, а другой подпевал в микрофон. Биса, кстати, на удивление не было, но никто по этому поводу, мне кажется, особо не расстроился, ибо хотя поначалу народ стоял на выступлении ORE довольно плотно, то под конец уже можно было протиснуться к сцене без особых проблем.
Как, кстати, и на выступлении хэдлайнеров вечера, немецких фолк-медиевальщиков HEKATE, которые настраивались почти час, чем лично меня порядком утомили. Справедливости ради надо сказать, что инструментов у них было действительно много, и свое выступление, о юбилейном формате (группе исполнилось двадцать лет!) которого объявил Томас Петтерссон, коллектив начал со впечатляющего барабанного «интро» с участием сразу двух барабанщиков. Потом на сцену вышел вокалист Аксель Менцер (Axel Menzer), который зажег на специальной металлической подставке благовония и начал петь, а через минуту к нему присоединилась и его жена, Сюзанна Гроше (Susanne Grosche), нежно пожиравшая его глазами почти все выступление. Вообще, помимо отличного вокала и многообразия инструментов (гитары, ударные, клавиши и некоторое количество экзотических средневековых инструментов) творчество HEKATE отличается проработанными мелодичными песнями в разных стилях. Часть их творчества аутентично-средневековая, в то время как другая его часть серьезно «осовременена» с использованием не только современных инструментов, но и композиционных подходов. Результат, впрочем, в обоих случаях одинаковый динамичные хитовые песни, которые, однако, через какое-то время начинают немножечко надоедать :) Возможно, это лишь мой случай, потому что из-за задержки их выступления меня уже начинало потихоньку «срубать» на затянувшемся концерте, но для хэдлайнеров народу перед сценой было явно недостаточно, что ярко говорит о нишевом характере их музыки даже внутри обширной «schwarze scene». Не дожидаясь окончания их выступления, но посмотрев, по моим прикидкам, процентов 70 программы, мы ретировались в ресторан пить пиво и ужинать, чтобы назавтра выспаться и пойти…
День третий (27.05.2012)
…В местный ЗООпарк! ;) В котором, впрочем, мы особо долго не задержались из-за наших друзей, решивших отобедать в городе. Ну что ж, в следующем году будет хороший повод туда вернуться и закончить осмотр территории, где жил некогда знаменитый косоглазый опоссум Хайди (Heidi), изображения которого теперь растиражированы на магнитиках, футболках и значках, которые я, разумеется, себе купил :) Этот день стал единственным, когда я попал на выбранную для себя площадку (АГРА) к началу выступления первой группы, SCHWARZER ENGEL, и не прогадал. Ведь чуваки играют забойнеший «dark gothic metal» в духе SAMSAS TRAUM, но гораздо более мелодичный и интересный. Вокалист в необычном «чешуйчатом» костюме обладает отличным голосом, а вся его команда умудряется не только хорошо играть на своих инструментах, но и одновременно с этим угарно «рубиться» на сцене, разогревая своей энергией стоящую перед ними публику. Звук был очень сочный, проскакивающие местами бласт-биты вводили слушателей в экстаз, а лично я побежал вырубать их диски к столику с мерчандайзом уже на третьей песне. Начало концертного дня оказалось весьма удачным, и я надеялся на «продолжение банкета».
И не прогадал, ибо следующий коллектив под названием A LIFE DIVIDED оказался тоже замечательным! Их выступление началось с выстрела в воздух белыми бумажками, а закончилось отличным кавером на песню DEPECHE MODE «Walking In My Shoes» и выстрелом красными бумажками в форме сердечек :) Что же касается самой музыки, то она представляла сабой очень мелодичный рок с плотной стеной гитарного звука, запоминающимися суперхитовыми мелодиями, интересными ударными партиями и отличным вокалом. Звук на их выступлении поначалу был не совсем хорош, ибо один из гитарных каналов был явно перегружен, но потом звукачи это быстро исправили и звук получился очень сочным и грамотным. A LIFE DIVIDED стали для меня первым «открытием» фестиваля, и после их выступления я поспешил вырубить два диска, представленных на столике с мерчем.
За суперхитовыми и мелодичными рок немцами на сцену вышли немцы готик-роковые, заслуженные динозавры сцены THE HOUSE OF USHER, основанные аж в 1990-м году. Хоть я и люблю классический готик-рок, вроде THE MISSION или FIELDS OF THE NEPHILIM, его немецкий вариант, в лице GARDEN OF DELIGHT, например, мне всегда казался довольно скучным. Также и ДОМ АШЕРОВ, несмотря на всю свою олдовость и профессионализм, играют довольно скучный, с моей точки зрения, gothic rock, хотя и мелодичный и с живым ударником вместо «положенной по статусу» драм-машины. Отстояв песни три-четыре я ретировался, в итоге, гулять на маркет в ожидании следующей группы вечера, MONO INC.
Которая оказалась для меня САМЫМ САМЫМ ОТКРЫТИЕМ ФЕСТИВАЛЯ! Если честно, то ТАКОГО я совсем не ожидал! Коллектив играет суперхитовый мегамелодичный ультрадрайвовый современный готик-рок с очень сочными гитарами и потрясающими живыми барабанами, за которые отвечает очаровательная девушка Katha Mia, умудряющаяся одновременно не только супертехнично стучать, но еще и петь! Основной же вокал отдан на откуп упитанному Мартину Энглеру (Martin Engler), который справляется со своей ролью фронтмена превосходно, «зажигая» зал своим энтузиазмом и скача по сцене почти как Ронан Харрис (Ronan Harris) из VNV NATION. Получив за последние несколько нет практически хэдлайнерский статус, если судить по афишам фестивалей, на которых они были заявлены, MONO INC. его явно заслужили не только качеством своего музыкального материала, в котором были ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ОДНИ ХИТЫ (!!!), но и качеством своих живых выступлений с интересной светодиодной подсветкой, супермощным, но чистым звуком и безумной энергетикой, словами которую действительно не передать.
Народу на их концерт набилось в АГРУ немало, и все эти люди вели себя как единый организм, подчинённый воле Мартина Энглера, с легкостью манипулировавшего залом численностью в пару тысяч человек! Перемежая ураганные трэки чуть более спокойными, коллектив представил на концерте всю палитру своего творчества, дав возможность не только Мартину поиграть пару «медляков» на акустической гитаре, в конце последнего из которых группа продолжила уже полным составом, но и продемонстрировал «ударные таланты» Каты Мии, у которой под конец был сольный барабанный номер. Одним словом, я был в полнейшем восторге и полном экстазе, побежав после однопесенного «биса» к стойке с мерчандайзом вырубать все их альбомы. Туда же, кстати, после выступления ломанулось немало людей, что очень быстро сформировало очередь и ажиотаж среди страждущих приобщиться к творчеству MONO INC. посредством дисков и фирменных маек. На моей памяти такого еще ни разу, кстати, не было, что говорит, по-моему, само за себя о качестве их музыки и выступления…
Не желая оставаться в АГРЕ на сто тысяч раз уже виденных мною DIARY OF DREAMS, я решил попытать счастья в MORITZBASTEI на выступлении группы S.K.E.T., которую мы промеж себя обозвали коротко и ясно, «Шкет» :) Но как снаряд не попадает в одну воронку два раза, так и мне не повезло открыть для себе очередное величие фестиваля, ибо «Шкет» оказались довольно заурядной power-electronics/rhythm-noise формацией с тремя мужиками на сцене, крутящими ручки секвенсоров. Послушав их рваные биты минуты три, я решил ретироваться в ресторан, благо время уже было не детское, да и назавтра надо было ехать…
День четвертый, последний (28.05.2012)
…В парк аттракционов BELANTIS, расположенный недалеко от Лейпцига :) Справедливо рассудив, что в понедельник нам нужно себя чем то занять, ибо никакие магазины в городе не работают и делать, по большому счету, в первой половине дня там нечего, мы вспомнили про этот парк, рекламой которого некоторое время назад был обвешан чуть ли не весь Лейпциг. В результате мы отлично провели почти весь день, катаясь на безумных горках и других аттракционах, и вернулись в город лишь часам к шести, сгоревшие на солнце, но довольные. Последний день фестиваля я намеревался провести на своей любимой площадке PARKBUHNE под открытым небом, опасаясь, что погода будет не ахти. Но погода в этот день, к моей радости, была отличная, и я с энтузиазмом поехал в парк Клары Цеткин на выступления «бритпоповцев», как мне охарактеризовали бОльшую часть заявленных там групп. Однако первым, что я увидел, было объявление о том, что хэдлайнер вечера I LIKE TRAINS выступать не будет по причине болезни (забухали? ;)), поэтому выступления других команд чуток расширили и сдвинули, в результате чего я застал последнюю песню группы SPIRAL 69, стиль которых для меня так и остался загадкой.
А вот следующий за ними коллектив под названием THE EXPLODING BOY действительно играл некую мелодичную поп-роковую альтернативу, которую, при желании, конечно, можно было бы обозвать брит-попом. Фишкой этого коллектива был тот факт, что у них два вокалиста, которые одновременно еще играют на гитаре, а вообще в составе группы всего три гитариста (без баса) и чувак за клавишами. Минималистично, но в меру хитово, и подросткам явно нравилось, ибо мерчандайз ВЗРЫВАЮЩЕГОСЯ МАЛЬЧИКА расходился весьма неплохо. При желании в их музыке можно было даже разобрать отголоски готик-рока и пост-панка, но они были настолько слабы, что на общую «брит-поповую» картину не очень влияли :) Постояв на их выступлении, на которое, кстати, народу набилось немало, с полчасика и притомившись, я ретировался в парк пить пиво в ожидании неожиданно ставших хэдлайнерами из-за болезни настоящих хэдлайнеров, THE NAMES.
Олдовые бельгийцы, стоявшие у истоков пост-панка и «новой волны», в начале восьмидесятых THE NAMES выпустили несколько синглов и полноформатник «Swimming», после чего распались, чтобы воссоединиться в середине восьмидесятых как JAZZ и выпустить еще один альбом. Потом коллектив снова распался и вновь воссоединился уже в конце двухтысячных, в апреле 2009-го выпустив свежий диск под названием «Monsters Next Door» и снова начав гастролировать. Так их и занесло на WGT, где старички получили весьма теплый прием публики, хотя количество оставшихся на них людей было, к сожалению, смехотворным. А зря, ибо олдыри сыграли замечательно, выдав на-гора мелодичный, я бы даже не назвал его «готик-», рок с живыми ударными и интересными клавишными партиями. Почти все исполненные ими песни были хитами, и я метнулся уже было к столику с мерчем чтобы прикупить их диски, но увы и ах, там продавались лишь пластинки и майки THE EXPLODING BOY, а мерча ИМЕН вообще не было. Зря, кстати, я думаю что многие купили бы, ибо выступили старички действительно отлично и музыка у них весьма достойная. Как бы там ни было, но купить на физических носителях их творчество мне не удалось, и с пустыми руками я отправился из парка в АГРУ, где на входе расположился уже известный вам по моим прежним репортажам «фрик с гитаркой» и где с минуту на минуту должен был выйти на сцену DOUGLAS J. McCARTHY из NITZER EBB со своим сольным проектом.
Так как NITZER EBB я совсем не жалую, то и от сольного проекта Дугласа я ничего путного не ждал, что и вылилось в… ничего путного :) Выбежав на сцену в неизменных черных очках и ковбойских сапогах, Дуглас стал весьма противно, с моей точки зрения, вокализировать под невнятное сопровождение рваного ритма живых ударных, невразумительной гитарки и малоинтересных клавишных, за которыми стоял человек, очень похожий на Дэниэля Майера (Daniel Myer) из HAUJOBB, и мне кажется, что это он и был :). Выдержав это безобразие лишь пару песен по долгу службы, ибо снимал в загончике для фотопрессы, я с ужасом ретировался из АГРЫ, народу в которой, кстати, было не сказать чтобы много, и отправился с подружкой в «Деревню Викингов» пить пиво и смотреть что продают на тамошнем рынке, ассортимент которого довольно сильно отличается от «основного» маркета.
Потусовав с «викингами» около часа и встретив там наших знакомых, мы вернулись в АГРУ и с удивлением обнаружили на сцене уже выступавших AGONOIZE, которые выскочили туда явно раньше положенного срока. Если честно, то AGONOIZE никак не тянут на хэдлайнера, но в последнее время почти все закрывающие фестиваль коллективы были из такого разряда, так что этому я даже не особо удивился. Чуваки, впрочем, подошли к своей миссии весьма серьезно, приготовив помимо зубодробительной музыки еще и неплохое шоу. Тут, однако, расчёт был верный, потому что без шоу их концерт оказался бы довольно скучным, ибо треки AGONOIZE не блещут разнообразием, что, впрочем, можно списать на жанр, в котором они работают. А так, первые ряды могли весьма четко, а последние уже не очень четко наблюдать за тем, как сначала на сцену вынесли «труп» в белом саване, из груди которого вокалист сперва «вырвал» сердце, а затем и «открутил» голову. Следующим номером стало классическое перерезание себе горла с последующим заливанием кровью сцены и первых рядов. Затем четыре подручных «монаха» вынесли на сцену железный крест, после чего вывели упирающуюся худенькую девушку-готёлку, приковали ее к кресту и пустили ей кровь, которую сцедили в чашу и выдали вокалисту. Он сначала опрокинул содержимое себе на лицо, а потом стал угощать кровищей всех желающих из первых рядов, часть из которых наверняка ее попробовало. Ну и заключительным для нас номером стало подвешивание вокалиста на тросы и исполнение им песни под куполом АГРЫ в костюме епископа и в позе распятого Христа, после чего мы решили выдвигаться на «прощальный ужин» в нашем любимом ресторанчике.
Заключение
Так как в этом году никаких проблем со здоровьем у меня не было, то лично для меня очередной WGT прошел весьма позитивно и подарил две классных новых группы о существовании которых я раньше не подозревал, A LIFE DIVIDED и MONO INC. Готика в Германии живее всех живых, и это радует, хотя тот факт, что наша страна в этом году не была представлена, кроме диджея JanaDark, естественно, не радует. Поводов для грусти в нашей жизни, впрочем, и так хоть отбавляй, и этот из них не самый серьезный, поэтому будем надеяться, что в следующем году русские коллективы вновь заявят о себе на самом главном готическом событии года. Ну и будем потихоньку готовиться к этому, бронировать билеты, гостиницы… ;)
Автор: Сергей Меренков