Отчет Сергея Меренкова
Вот и пришла пора отпраздновать очередной, на этот раз двадцать пятый, юбилей крупнейшего мирового готического фестиваля Wave Gotik Treffen. Жаль, только, что погода юбиляра подвела, и на протяжении всего феста была поистине кошмарной. Нет, я все, конечно, понимаю, мрачная дождливо-туманная «готика» и все дела, но хороша она на заброшенном католическом кладбище рядом с руинами старинного замка с привидениями, а не во время грандиозного праздника «темных людей», которые вынуждены были четыре дня кряду мерзнуть и мокнуть. Многие из них, при этом, в навороченных костюмах, никак не предназначенных для мерзкого холодного дождя и температуры +12 :)
Если на прошлый, двадцатый юбилей, организаторы сделали дополнительный день во время которого выступали коллективы, игравшие еще на самом первом Треффене, то на этот раз они решили замутить в четверг pre-party и салют в развлекательном парке Belantis, недалеко от Лейпцига. И салют этот, я вам доложу, получился у них поистине грандиозным и очень «богатым», с различными, и зачастую очень интересными, световыми рисунками и разнообразным типом «взрывчатки», которая разрывалась буквально в ста метрах над нашими головами. Из-за его близости, красоты и довольно продолжительного времени, ведь салютировали для готов чуть ли не десять минут, я могу совершенно искренне сказать, что это был самый лучший салют в моей жизни! Ну а пре-пати там же была относительно малолюдной и весьма посредственной, поэтому «колбасне» на пустом танцполе мы предпочли реальные колбаски в круглосуточном ресторане «Pleisenburg». Точнее, заказали мы там пиво и рульку, про колбаски я написал просто чтобы изящно предложение продолжить… ;)
Плотно отужинав и поделившись впечатлениями от салюта с нашим опоздавшим на мероприятие другом Brain'ом, мы отправились в комфортабельные номера отеля Steigenberger чтобы хорошенько отдохнуть перед суматошным первым днем фестиваля.
День первый (13.05.2016)
Который начался довольно бодро, потому что погода еще не окончательно испортилась :) Утром нас ждала стандартная фестивальная рутина, плотный завтрак, приобретение билетов (для нашего друга, потому что мы то «обилетились» еще в Белантисе), получение аккредитаций и небольшой предобеденный шоппинг. Ну и изучение расписания концертов на обеде, разумеется, что мы традиционно делаем (обедаем и изучаем, в смысле), в мясном ресторане «Maredo». А с расписанием в этом году случилась жопа. Во всяком случае, для меня :) В некоторые дни вообще было непонятно где «зависать», и в итоге я постарался минимизировать свои перемещения по площадкам, предпочитая тусовать в одном каком-то месте, за редкими исключениями. Зато в первый день мы проехались «галопом» аж по четырем площадкам на шикарном форсированном Мерседесе нашего «вкусного спонсора» :), за что ему, как обычно, огромное спасибо!
Концертная программа пятницы началась для нас с (как обычно) яркого выступления «электро-пролетариев» PATENBRIGADE: WOLFF в Kohlrabizirkus, которые не предложили публике ничего нового, все также «работая» на сцене и угощая публику пивом через длинную трубу во время исполнения суперхита «Der Brigadier trinkt Bier!» :) Однако в данном конкретном случае фраза «не предложили ничего нового» не несет у меня никакой негативной окраски, просто коллектив уже давно нашел свою нишу и рубит «пролетарские электро-хиты» на радость довольно многочисленной, для первой группы дня, публики. Мы с удовольствием в очередной раз посмотрели и послушали душку Свена (Sven Wolff), включая двухпесенный «бис», после чего рванули в новую для меня площадку StadtBad, бывшую некогда публичными банями.
Там выступали некие HEARTS OF BLACK SCIENCE, которые фигачат, как написано в Википедии, «dark, brooding synthpop mixed with shoegaze, goth and new wave pop». В реальности же это было какое-то несусветно унылое и крайне занудное говно с неторопливой гитаркой, малоприятным гнусавым мужским вокалом и расплывчатой электронной подложкой. Мало какие группы пробуждают во мне острое желание уйти с их выступлениями уже на второй песне, но данный коллектив из Швеции один из них :) При этом возбудили они это желание не только у меня, но и у всей нашей компании, поэтому на третьей песенке мы быстренько из «бань» ретировались и поехали в местную «оперу», Schauspielhaus, заценить выступления некоей KIRSTEN MORRISON и хорошо известной в узких кругах KARI RUESLATTEN.
KIRSTEN MORRISON оказалась весьма импозантной бабенкой «за сорок» в готическом платье со скрипкой, музыка которой не только интересна, но и еще весьма эклектична. Так, в ее репертуаре есть как мрачные «реквиемы», так и веселые «фолковые» композиции вперемешку с «dark cabaret». А вот чего мы от нее совсем не ожидали, так это услышать русский романс композитора А. А. Алябьева на стихи поэта А. А. Дельвига «Соловей», который многими воспринимается как народная песня. Причем на чистом русском! И с отличным вокалом, ведь Кирстен, на самом деле, является профессиональной певицей с высоким колоратурным сопрано. Ну и «готику» еще в свободное от коммерческих заказов время пописывает :) Ее выступление, одним словом, было весьма интересным, хотя и не все композиции лично мне пришлись по вкусу. Основа ее музыки электронная подложка, на которую она накладывает иногда живую скрипку или «мини-гусли», а иногда просто поет. При этом очень много в ее творчестве композиций на стихи классических англоязычных поэтов, вроде Уильяма Блэйка (William Blake) или Эдгара По (Edgar Allan Poe). Народу в зале на нее было не много, но все воспринимали выступление весьма позитивно.
На «ко-хэдлайнерше» KARI RUESLATTEN народу, кстати, на удивление тоже было не много, хотя Кари, как ни крути, довольно известное на «темной сцене» имя. Больше среди металлической аудитории, естественно, которая помнит первый альбом doom группы THE 3RD AND THE MORTAL и блэк-металлический проект STORM, но и готы потом слушали ее сольное фолк и поп творчество. Поэтому странно что посмотреть на нее пришло так мало народу, тем более, что лишь недавно она совершила «comeback» с двумя новыми дисками, с последнего из которых под названием «To The North» она и исполнила большинство песен. Не позабыв, впрочем, и о своем раннем творчестве, которое воспринималось присутствовавшими гораздо более восторженно, нежели ее поздние композиции. Так, в частности, она сыграла новую версию песни THE 3RD AND THE MORTAL «Why So Lonely», а также заглавную песню с ее первого соло-альбома «Spindelsinn» на норвежском языке. Аккомпанировали отлично сохранившейся (в свои 42 года выглядит она очень и очень! ;)) Кари ее саундпродюсер на гитарке и чувак за синтезатором, а сама она много общалась с залом и, разумеется, вокализировала. Лично мне ее выступление очень понравилось, да и атмосфера его была очень приятной сидишь себе в бархатных креслах в камерном зале театра и слушаешь качественное исполнение хитов прошлого вместе с довольно неплохими новыми вещами, красота! :)
Но потом, к сожалению, пришлось поднять свою жопу из удобных кресел и переместиться в полупустую, на удивление, Агру, на выступление «кавер группы» NOUVELLE VAGUE («новая волна» по-французски). Которые томными голосами (в группе две вокалистки) исполняют «лаунж дарк кабаре» каверы на около- и готическую классику, вроде песен SISTERS OF MERCY или THE CURE. Многие из которых, кстати, в их обработке я вообще не узнал, и единственной песней, которую я опознал сразу, была кавер на DEPECHE MODE «Master And Servant» :) Слушать их, конечно, было интересно, но не настолько, чтобы пропустить ужин в традиционном для нас ресторанчике Zigarre и не посетить «деревню викингов», где обещали файер-шоу. Которое оказалось, впрочем, «так себе», зато «фламенкюхе» в Зигарре, уммм, пальчики оближешь! ;)
День второй (14.05.2016)
Второй фестивальный день для меня выдался спокойным и без беготни, ибо провели мы его весь на одной площадке, Felsenkeller, куда согнали разношерстную команду из неоклассиков, готик-рокеров, готик-металлистов, дарквэйвщиков и седовласых старцев. Точнее, одного старца, Витта, который был в этот день там хэдлайнером :)
А начинали его DIODATI, неоклассики, в составе вокалиста, вокалистки, виолончелиста и мультиинструменталиста, который по ходу концерта играл то на клавишах, то на аккордеоне, то на гитарке. Музыка у них, как и полагается «тру готам», тягуче-медленная и изможденная горем, но на концерте малоинтересная, ибо подобное творчество намного лучше идет дома, темной ночью и под хорошее винцо. А на живом концерте, по-моему, такая музыка «не катит», во всяком случае не на площадке Фельсенкеллера. В «опере», может быть, еще туда-сюда, но не там.
Затем на сцену вышли готик-рокеры MEINHARD, хотя музыка этого проекта и не подходит однозначно под определение готик-рока, ибо там замешано всего немало, включая глэм-рок и даже поп-альтернативу. Да и не полноценная это группа, по сути, а проект одного человека, который и «рулит всем шоу» с собой в главной роли, а два гитариста и живой ударник у него просто приглашенные для концертных выступлений музыканты. Но именно их жесткий живой звук и заставил меня прилепить им ярлык «готик-рока», потому что на альбомах MEINHARD звучит совсем по-другому, и данный контраст, лично мне, был весьма интересен. Не настолько, впрочем, чтобы выстоять их выступление до конца… ;)
Попив пивка в расположенном рядом биргартене, на любимых мной SCHWARZER ENGEL я пришел уже заряженный позитивом, но был разочарован, к сожалению, звуком. Дело в том, что познакомился я с этой группой четыре года назад в Агре, где они сыграли очень мощно с классным звуком. Поэтому я ожидал нечто подобного и тут, но увы, звук в Фельсенкеллере им сделали хреновый, и это сказалось, разумеется, на моем восприятии концерта, оно было смазанным. Ребята, конечно, все также «рубили», да еще и с новыми (по сравнению с выступлением 2012-го года ;)) песнями, но кашеобразный звук, в котором почти всё «забивали» ударные, впечатление мне изрядно подпортил. Да и не тянут они, положа руку на сердце, концерт на час десять. Минут сорок выступления, как это было тогда в Агре, им в самый раз, а больше часа им давать, по-моему, еще рановато. Как бы там ни было, но их я дослушал до конца.
В отличие от следовавших за ними OTHER DAY, больше пары песен которых в последнее время я на концерте слушать не могу. Так и в Германии не стал их больше двух песен слушать, отправившись снова в биргартен пить пиво :) Ибо уж слишком уныло, занудно и скучно…
Зато все выступление JOACHIM WITT'а я отстоял с восторгом до конца, ибо старик по-настоящему жжёт и может дать фору любому из присутствовавших на фестивале артистов. Постоянно делая подколы своего весьма преклонного (67 лет!) возраста и периодически очень комично изображая из себя дряхлого старца, Витт, при этом, большую часть выступления носился по сцене живчиком и «зажигал» по полной, исполнив «the best of» программу ударных хитов с трилогии «Bayreuth». Но не забыл он и про другие свои диски, исполнив, в частности, хулиганскую «Shut the Fuck Up» с альбома «DOM», под которую ему подпевал буквально весь зал, включая меня :)
Удивительно, кстати, но в зале на его выступлении аншлага не было. Нет, Фельсенкеллер, разумеется, далеко не был пустым и людей пришло туда весьма прилично, но не битком, чего я ожидал от такого громкого имени. Неужели популярность Витта в последние годы упала? А ведь еще в двухтысячных он собирал полные залы, а в восьмидесятых и вообще, стадионы, правда тогда он пел попсу, но все же… ;) Меня посещаемость его концертов, впрочем, совершенно не волнует и от его выступления с отличным, в отличие от АНГЕЛА, звуком, я получил массу удовольствия, отметив его на тот момент как лучшее.
День третий (15.05.2016)
Воскресение началось для нас с автомобильного путешествия по окрестностям Лейпцига, после которого мы приехали в Агру послушать боевитых LORD OF THE LOST. Их выступление в себе сюрпризов не таило, и чуваки просто технично сыграли свои основные хиты с последних двух альбомов, и я не имею ввиду акустический «Swan Songs» :). Боевито, деловито, заводно, мне все понравилось, да и публике, видимо, тоже, которой на тот момент в Агре было уже прилично.
И больше половины из которой «слилось» перед выходом на сцену неких DARKHAUS, у которых на данный момент вышел всего один альбом и EP'шка. Коллектив играет весьма хитовый «дарк рок», хотя сами они называют свою музыку «межконтинентальным синт-роком», потому что участники коллектива живут аж в четырех разных странах на двух континентах (в Шотландии, США, Германии и Австрии). Не имея представления о том, кто это такие, буквально после первых же риффов я понял, что буду стоять на их выступлении до самого конца, и не прогадал, ибо на концерте парни исполнили одни лишь исключительно хиты с плотным гитарным саундом, без «порожняка». Подозреваю, что и на альбоме с ипишкой проходных песен у них почти нет, так что DARKHAUS стал для меня на фестивале приятным сюрпризом.
Так как смотреть в стотысячный раз на DIARY OF DREAMS и после них на LACRIMOSA у меня желания никакого не было, то я отправился на «Черный Рынок» побродить, после чего поехал в Фельсенкеллер на неких DARK FORTRESS и легендарных MY DYING BRIDE. Из года в год «Black Market» демонстрирует похожую динамику, и юбилейный двадцать пятый фестиваль не стал исключением. Динамика эта такова сокращение предложений музыки на CD, небольшое увеличение числа виниловых пластинок и общее «скукоживание» маркета. Так, например, еще каких-то пять лет назад он занимал весь зал, а теперь последний ряд в нем совершенно пустой. На фоне общего старения субкультуры, впрочем, это совсем неудивительно, ведь средний возраст готов скоро будет далеко за сорок, а старичкам много не надо… Если только растягивающийся виниловый костюм, копытца и маску лошади, которую носила «человек-лошадка», расхаживавшая на поводке у своего хозяина по маркету и которую мы днем ранее видели запряженной в настоящую маленькую повозку (!), правда, без пассажиров. «Высокие отношения», чего уж там говорить… ;)
С такими вот невеселыми мыслями я ехал в Фельсенкеллер на выступление DARK FORTRESS, про которых мне ровным счетом ничего не было известно. И по приезду я понял почему, потому что такую музыку я давно уже не слушаю. А именно black metal, каковой чуваки и рубили как полагается, с корпспейнтом, скримАми, кручением хаеров, гитарной какофонией и бластбитами :) Подождав, пока моя подруга их отснимет для отчета, остальное время их выступления я скоротал с ней в турецкой кебабной за пивом, потому что на улице сидеть в биргартене было уже слишком холодно.
С учетом того, что блэкари долго настраивались (непонятно, впрочем, для чего ;)), MY DYING BRIDE вышли на сцену на пятнадцать минут позже заявленного в программе времени, и громкость звука им, зачем-то, звукач сделал оглушающую. В самом прямом смысле слова, правое ухо у меня после концерта еще пару дней не так хорошо слышало, как левое, и я наконец-то понял для чего некоторые люди ходят на живые выступления в берушах, как раз для таких вот случаев! Потому что сам то звукач, сучка, сидел в наушниках, и ему было в них, наверное, по кайфу :) Но по кайфу было и публике, если отбросить, конечно, оглушающую громкость. Потому что концертная программа «Брайдов» с того раза, как я их видел в 2009-м году, практически не поменялась. Они все также играют много нестареющей классики со своих самых известных ранних дисков «Turn Loose the Swans», «The Angel and the Dark River» и «Like Gods of the Sun», разбавляя их песнями из более позднего творчества, включая одну композицию со свежего альбома. Народу, кстати, на них хоть и было достаточно, но без аншлагов, поэтому стоять было вполне комфортно, даже тем, кто активно махал хаером (я не из их числа, ибо хаера давно уже лишился) :) Жаль, конечно, что легенды прошлого потихоньку теряют былую популярность и аудиторию, ведь семь лет назад они выступали в намного более вместительном Кольраби при гораздо большем количестве слушателей. Но такова жизнь, тут ничего не попишешь, старые кумиры сходят на нет, уступая дорогу новым, и лишь старперы, вроде нас, до сих пор с интересом ходят на их концерты, вспоминая молодость ;)
День четвертый (16.05.2016)
Заключительный четвертый день, как и второй, мы тоже решили провести на одной площадке, Кольраби, куда организаторы поставили довольно эклектичный состав.
Первыми на сцену вышли SCHONGEIST, которые играют металлизированный дарк-рок с тремя гитарами и скрипкой. Довольно, надо сказать, хитовый, хотя в Германии таких банд через одну.Послушал я их не без удовольствия и особенно меня порадовал удачный кавер песни SISTERS OF MERCY «Temple of Love», поэтому себе я поставил на будущее галочку, на них ходить ;).
Затем на сцену поднялись другие немецкоязычные рокеры под названием UNZUCHT, которые тоже довольно бодро рубили чутка металлизированный хитовый рок с электронной подложкой. Однако в их песнях не было развития и поэтому их выступление довольно быстро мне наскучило, даже несмотря на однообразную хитовость. В связи с этим последующие минут сорок мы просидели на улице, попивая пивко и с удивлением посматривая на немалое число людей, подтягивавшихся ко входу. «Неужели это все идут на следующую банду с труднопроизносимым для русского уха названием GRAUSAME TOCHTER?» подумалось мне, и я не ошибся, да, это все шли на нее :)
На сексапильную готическо-BDSMную бабенку Аранею Пил (Aranea Peel), которая собрала на себя чуть ли не полный цирк. Пока техники готовили площадку для их выступления, на экран проецировалось изображение готично подведенных выразительных глаз, с разными выражениями (от кокетства до ненависти ;)) посматривающих на аудиторию. А потом появилась ОНА готичная богиня в серебристом длинном платье с кучей рабынь и помощников. Во время ее выступления на сцене попеременно присутствовали сразу до девяти человек (!), это если не считать одетого в черный латекс пузатого раба :) Постоянно на сцене были два живых ударника, сама Аранея и две бабы на подпевках. Плюс периодически там появлялись еще две бабы с барабанами, и еще две гитаристки, если этого требовал исполнявшийся трек. При этом одна из них была полностью одетая, а другая играла на гитаре в белой майке без трусов… ;) И дальше стало понятно почему, потому что все выступление GRAUSAME TOCHTER было построено на сексуальном эпатаже, но если у UMBRA ET IMAGO, например, это выглядит довольно невинно (во всяком случае, на мой пресыщенный взгляд 38-ми летнего мужика :)), то госпожа Аранея переплюнула старого извращенца Моцарта по всем фронтам. Потому что в ее шоу не только почти все ее «готелки» раздеваются, но и сама она в середине выступления скинула серебристое платье и осталась лишь в сапогах и черных трусиках, активно демонстрируя сексапильно-татуированное подкачанное тело с перевернутым крестом на шее, и небольшие упругие сисочки. При этом и музыка была подстать ее шоу, хлесткая, жесткая, ритмичная, с интересным экспрессивным, и местами чутка истеричным, вокалом, вместе с настоящим готическим надрывом там, где требуется. Само же шоу состояло не только из демонстрации сисек, чем никого уже давно не удивишь, а из множества разнообразных элементов, включая отличную хореографию и микротеатральные зарисовки с лесбийским и BDSM уклоном, вроде довольно жесткого хлестания уже упоминавшегося выше раба рукой по лицу. Выступление GRAUSAME TOCHTER, пожалуй, стало самым ярким шоу из мной виденных, причем не только среди готических банд, но и вообще, так что если у вас будет возможность их вживую где-нибудь посмотреть, не пропустите. Кстати, после окончания концерта народ смел вообще ВЕСЬ их мерч, и первыми моментально улетели женские майки и трусики с надписью «я люблю свою вагину» ;) Приехав домой, кстати, я с удивлением обнаружил, что у меня, оказывается, есть в коллекции их самый первый диск «Mein Eigentliches Element», про который я успел забыть. Надо будет переслушать…
Сметя весь мерч Аранеи и Ко, народ из цирка разбежался, и на выступлении GOTHMINISTER публики было раза в три меньше, так что спокойно можно было пробраться чуть ли не к самой сцене. По которой в своем обычном ключе носился Бьёрн Александер Брем (Bjorn Alexander Brem), залезая, периодически, на импровизированную трибуну, представлявшую собой покрытую тканью с логотипом группы небольшую стремянку :) По сравнению с предыдущим Шоу с большой буквы смотрелось это, конечно, довольно смешно, особенно мохнатый зверек, которого на одной из песен Бьёрн нацепил себе на руку и «пугал» им коллег по группе. Ну и еще он вынес на длинной палке черное привидение со светящимися глазками, «жуткое, но симпатичное», а также переоделся на одной из песен «в смерть». На этом элементы шоу подошли к концу, но главное в их выступлении музыка, и тут они не подкачали, весьма качественно отыграв свою обычную программу, состоявшую исключительно из хитов и одной новой песни (кстати, полностью на немецком, хотя сами они норвежцы) с грядущего альбома, который, по словам Бьёрна, должен выйти 27-го сентября этого года. Песенка эта, кстати, была весьма неплоха, хотя и не суперхитова, как исполненные им до нее.
Желания оставаться на хэдлайнеров DAS ICH у нас никакого не было, потому что буквально месяцем ранее мы видели их в московском клубе «VOLTA», так что во время исполнения финальной песни готминистра «Utopia» мы решили двинуться в Schauspielhaus на концерт Ethereal World Music банды из Болгарии IRFAN. Лично я туда поехал исключительно по настоянию моей подруги, которая утверждала, что чуваки очень круты и концерт должен быть эпичным. И таковым он для нее (и, видимо, не только для одной нее, потому что все кресла театра были заняты), наверное, и был, в то время как я откровенно скучал, ибо потерял интерес к подобной этно-музыке с кучей инструментов и распевами на непонятном языке еще лет пятнадцать назад. Данный коллектив состоял из бабенки-вокалистки, вокалиста-мультиинструменталиста (лидера группы, судя по всему, ибо именно он постоянно говорил :)), чувака с «ручными барабанами», чувака с каким-то струнным инструментом и безногого, по-моему, чувака с кучей дудочек :) Играли же они стандартную для подобных групп довольно заунывную «этнику» с тягуче-медленным ритмом и ярко выраженными восточными мотивами. Никаких «хитов» за час концерта я у коллектива не заметил, но стоически продержался в театре до двенадцати ночи, после чего с облегчением отправился с подругой «закрывать фестиваль» традиционной рулькой с пивом в ночном ресторане «Pleisenburg» :)
Заключение
Ну что ж, господа, пришла пора подводить итоги юбилейного 25-го фестиваля Wave Gotik Treffen, на который по обыкновению съехались готы не только со всей Германии, но и из разных уголков мира. На нем я, например, впервые увидел готелку-нигершу (до этого видел только негра-гота с белыми линзами), очень крутую, кстати ;), и человека-кобылу :), плюс посмотрел два крутейших выступления, Витта и GRAUSAME TOCHTER, а также самый лучший в моей жизни салют. Уже неплохо, согласитесь, хотя погода, конечно, была полным ******. Но на следующий год фестиваль пройдет в начале июня, так что уж откровенной холодрыги, я надеюсь, больше не будет, поэтому увидимся в солнечном (очень хочется так думать) Лейпциге в 2017-м! ;)
Автор: Сергей Меренков
Отчет Михаила Новикова
Вот и отгремели выступления юбилейного 25-го WGT. Пять дней музыки, концертов и встреч, во время которых ты забываешь, что есть другой, «реальный» мир. И, как обычно, ко мне пришла постфестивальная депрессуха после столь яркого субкультурного события, поэтому самое время вспомнить как это было и написать отчет.
Общее впечатление – готов в центре города становится все меньше, но тем не менее в этом году все арены были забиты под завязку.
На юбилейный фестиваль со мной не смогла поехать, к сожалению, мой темный друг, сподвижник и жена Светлана, поэтому пришлось искать себе другую компанию для поездки. И таковая компания неожиданно появилась, оказавшись, в итоге, очень приятной. Может быть парни и не слушают такую же музыку, как и я, зато мы отлично провели вместе время, ведь 10 русских из разных уголков России и Европы не дадут скучать! И заснуть до утра тоже не дадут… ;)
С юбилейным годом у многих были связаны большие ожидания, но лично у меня они не оправдались. Хотелось, чтобы организаторы добавили в программу что-то очень интересное в музыкальном плане, как, например, в таком же юбилейном 2011-м сделали еще один концертный день с командами, игравшими на самом первом Треффене. Однако в этом году организаторы решили развлечь публику посещением аттракционов в развлекательном парке BELANTIS, что добавило к цене и так недешевого билета еще 20 евро.
Но начну свой рассказ по порядку.
День 0
По приезду в Лейпциг мы увидели самую большую очередь за фестивальными браслетами за всю мою историю поездок на Треффен. Черная цепь людей, ожидавших «кольцевания», обвивалась вокруг большого сквера перед вокзалом и стоять в ней нам пришлось бы часа три. Зато сами билеты в соседней будке можно было купить без проблем, что мы и сделали, решив, что поменяем их на браслеты позже.
Заселились, познакомились со всеми и стали строить планы на вечер. Мои новые друзья решили поехать кататься на аттракционах, и очень хорошо, что я туда не поехал, так как там, по их словам, были длиннющие очереди. Вместо парка я отправился на ежегодную встречу англоязычной публики, которую проводит Sadgoth в Bayerische Bahnhof. Из русских на встрече оказался только я один, да еще и в первый раз. Это мне мои немецко-английские друзья рассказали, с которыми мы были знакомы по разным «гото-рочным» фестивалям.
Выпив с ними по паре-тройке пива, я отправился тусить в Moritzbastei, где было заявлено пре-пати из трех групп, TRI-STATE, FRAMHEIM и IMAGINARY WAR, все они местные, из Лейпцига. Эмбиентных TRI-STATE мы пропустили, так как нас интересовала больше electronic/wave/progressive формация FRAMHEIM, состоящая из двух парней за синтезаторами и вокалистки с гитарой. Которые выступили на отлично, после чего начались «готопляски» от IMAGINARY WAR, стиль музыки которых можно описать как «танцевально-готичная версия PLACEBO». Часам к 12-ти ночи в Moritzbastei начали подтягиваться готы из парка аттракционов и в темных коридорах с залами, а главное в барах клуба, стало попросту не протолкнуться, поэтому я, уставший и не выспавшийся, решил пойти лечь спать. В номер я пришел, конечно, раньше всех, но заснуть так и не успел, потому что вернулись мои новые русские друзья и началось ночное пати, которое потом стало еженощной традицией. :)
Кстати, около Moritzbastei можно было обменять билет на красивый фиолетовый браслет практически без очереди…
День 1
Утро началось с незатейливого завтрака в хостеле, во время которого наша компания делилась друг с другом впечатлениями от предыдущего вечера. А дальше я пошел искать настоящий мозельский рислинг в окрестные алко-бутики. В магазине по соседству нашлись модные бутылки с немецким орлом, но, почему то, без свастики ;), и я сделал стратегический запас этого напитка для наших ночных пати. А начало дня решил провести в Felsenkeller.
GOLDEN APES. Я видел эту группу уже не раз, и они всегда казались мне скучноватыми, потому что их готик-рок всегда был с уклоном в пост-панк, а меланхолично-монотонная манера исполнения не вызывала желания «поколбаситься». Однако в этот раз банда сделала весьма правильные выводы из своих предыдущих выступлений, потому что перед публикой, которая собралась в Felsenkeller на традиционный для пятницы гото-рок-день, надо этот самый гото-рок и играть. Поэтому банда нарезала бодренькие версии своих песен, добавив в них ритмичное звучание готик-роковых гитар «второй волны». Оценка выступления «отлично».
THE ANGINA PECTORIS. Доселе неизвестная мне группа была заявлена как gothic rock, однако исполнила нечто с примесями металла, возможно, благодаря харизматично-брутальному «метал-хэду» на одной из гитар. Данный коллектив публично не играл уже 15 лет, и начинать им снова, может, и не стоило. Потому что их звучание было сыроватым и на мой немузыкальный слух пестрило «косяками». Да еще второй гитарист в порыве страстной игры на гитаре корчил рожи дауна из психушки…
JAMES RAYS GANGWAR. С пенсии неожиданно вернулся James Rays, известный еще в те далекие времена, когда этот персонаж играл в сайд-проекте Эндрю Элдрича (Andrew Eldritch) SISTERHOOD, но его собственную банду JAMES RAYS GANGWAR я не знал и не слушал. Посмотрев видео на YouTube, я особенно не впечатлился, и остался на этом выступлении лишь для ознакомления, посмотреть несколько песен, так как хотел потом уехать в Kohlrabizirkus на RUINED CONFLICT. Но неожиданно оказалось, что этот мощный старец отжигал нереально круто, настолько, что у меня возникло непреодолимое желание быть таким же бодрым в свои 70. Дедок постоянно бегал по сцене и давал залу жара, а трое его немолодых коллег-гитаристов нарезали отличный олдскульный готорок. Моя черная душа от этого возликовала, и я досмотрел до конца столь фееричное выступление.
А дальше в Felsenkeller должны были быть THE HOUSE OF USHER и GIRLS UNDER GLASS. Мне они нравятся, но в планах было их пропустить, так как эти группы я видел уже несколько раз. GIRLS UNDER GLASS должны были играть юбилейное шоу, приуроченное к 25-летию их творчества, но аналогичный концерт коллектив отыграл на WGT еще лет пять назад. Я его видел, это было круто, было много интересных гостей, но не думаю, что с тех пор что-то радикально изменилось, потому что группа в последние годы не выступала. А значит, пора было держать путь на новую для меня арену Stаdtbad, чтобы глянуть там выступление HANTE.
HANTE, новый проект Helene deThoury, композиторши из MINUIT MACHINE, дуэта из Парижа, играющего в стиле synthwave. Как и многие другие чисто женские проекты MINUIT MACHINE развалились, и теперь Хелен решила петь сама. Предварительно я прослушал ее единственный недавно изданный альбом «This Fog That Never Ends», и он мне очень понравился. Однако было непонятно, как из этой музыки можно сделать шоу. Не знаю как, но у нее получилось. Респект девахе, потому что она одна, без ансамбля, «качнула» зал и вынесла мозги своими проекциями. Один из лучших концертов этого WGT.
В Stadtbud я встретил своего приятеля Рому и мы решили выступление Гены Винокура (HENRIC DE LA COUR :)) не смотреть, а поехать в Kohlrabizirkus на такси. Водителем такси оказался какой-то гастарбайтер из солнечной республики бывшего СССР. Услышав нашу русскую речь, он решил определить цену поездки без счетчика, на глаз, накинув эдак евро 5 и став требовать предоплату. Негодяй не знал, что я-то далеко уже не первый раз на WGT и примерно представляю за какую цену нужно ехать. Пришлось с ним поругаться и даже вылезти из машины минут через 5 нашей поездки. Но Рома остался в машине, его таксист схватил и стал нас пугать полицией. Ага, конечно, так мы и испугались. Ездить без счетчика в Германии и звать полицию, до такого мог додуматься только реальный идиот, на что я ему откровенно и намекнул. Чувак стал сразу же сговорчивее и мы быстренько с ним помирились, потому как время уже поджимало, и искать новое такси не было времени.
Приехав к Kohlrabizirkus я увидел длиннющую очередь из желающих посмотреть PROJECT PITCHFORK, которая растянулась минут на 40, ведь на площадку никого не пускали. До боли знакомая ситуация. Но, как известно, безвыходных ситуаций не бывает! «Хер вам, а не очередь, дорогу я знаю» подумал я и пошел по проторенному в прошлом году пути, перелез через забор. Но неожиданно оказалось, что очередь стоит не до внешнего периметра, а прямо до фуд-корта, который тоже окружен забором, поэтому шансов пройти у меня не было. Пришлось лезть еще и через второй забор прямо рядом с готами, которые что-то там ели за деревянным столом. Сидящие за ним «ржали» и снимали меня на телефон, но восхитившись моим наглым поступком, проявили европейскую толерантность и не стали звать охрану, поэтому я попал в зал без лишних задержек.
PROJECT PITCHFORK выступали вшестером. Но! У них было 3 барабанщика и три полноценных барабанных установки. Как и ожидалось, команда Петера Шпиллеса (Peter Spilles) отыграла суперски. Были исполнены как классические хиты (второй песней сразу зарубили «Timekiller»), так и раритеты, предпоследним из которых была «K.N.K.A.». На первой песне «биса» случился технический казус и «Soul» заиграла только со второй попытки. Закончился же весь концерт одной из моих любимых композиций «Blood-Thirst». Перед поездкой на сайте у Питчфорка я увидел клевую майку с новым дизайном, выпущенную к переизданию «Wonderland / One Million Faces», но к моему огромному сожалению на стенде с мерчем висели только майки старого образца. Ну да ладно, на концерте я встретил своих «сокамерников», и мы, счастливые, отправились домой на очередное суровое ночное пати.
День 2
Второй день фестиваля начался для меня с традиционной русскоязычной встречи в Agra, где собрались как новые, так и старые друзья. Однако я уже который раз замечаю, что вся суть этого мероприятия сводится лишь к одному – сделать общую фотку и разойтись потом по своим делам :)
Субботний лайнап меня сильно разочаровал, сначала нечего смотреть, а потом сразу три концерта, куда хотелось бы попасть. Музыкальную часть дня я начал с проекта из Греции SELOFAN, играющего в стиле Minimal Synth/Post Punk. Как сейчас модно, в проекте всего два человека: мужичок за синтезатором и поющая девушка. Манера их выступления мне сильно напомнила прошлогодних FROZEN AUTUMN, поэтому на сцене они смотрелись вторично.
Дальше я переместился в Moritzbastei на ULTRANOIRE, венгерский синтипоп. В зале, как это часто там бывает, оказалось очень тесно, и я с трудом протиснулся вперед. Играет банда несомненно качественно, но временами кажется, что индивидуальность потеряна, и они просто собрали в своем творчестве все лучшие идеи других синтипоперов.
Ну а потом я поехал смотреть легендарных CINEMA STRANGE в Taubchenthal. Там был «американский» день все банды из Нового Света. Олег Moonwalker меня заранее предупредил, что на входе огромная очередь, но это оказались любители исполнительницы LENE LOVICH, выступившей немного раньше, а когда я приехал, то перед входом уже никого не было. CINEMA STRANGE я уже видел однажды в далеком 2008-м году на Castle Party, но воспоминаний совсем не осталось, хотя по восторженным отзывам друзей я ожидал чего-то необыкновенного. Зал опять был полон и я долго пробирался к Олегу и Оле, которые стояли ближе к сцене. Трио теперь не размалевывает свои рожи и сосредоточилось на музыкальной составляющей. Публика молча стояла и вкушала «крутизну», но меня как-то не зацепило, видимо не мое. К тому же Лукас (Lucas (Zampano) Lanthier) нагло попивал вино прямо на цене и мне тоже хотелось ;)
Завершить день я задумал на бодрой ноте, и рванул в Agra на DIE KRUPPS. Там уже не было никаких сюрпризов, отыграли они ровно, исполнив новую программу с двумя молодыми гитаристами, выглядящими как студенты на фоне олдового Юргена (Jurgen Engler). Как обычно вытащили хрень с трубами, по которым активно стучали. Сыграли и традиционные хиты «To the Hilt» и «Fatherland», куда же без них.
День 3
Третий день для меня начался в Volkspalast Kuppelhalle c выступления WINTER SEVERITY INDEX, проекта из Италии, играющего в модном стиле coldwave. У группы две гитары и синтезатор, которые выдают отличные многослойные мелодии. Вообще-то это две девушки, которые всё играют сами, но живьем с ними выступает еще приглашенный бас-гитарист. Для меня это был обязательный к просмотру концерт, потому что в последнее время мне нравится именно такого рода музыка. Однако счастья не случилось. Из-за технических проблем постоянно отваливался правый канал. Группа не прервала исполнение, в этом они молодцы, и дальше звук наладился. Наверное, на проходившем накануне в этом же зале fetishparty готические любители секса наслаждались не только друг другом, но еще и аппаратурой, а потом за собой не помыли… ;)
Затем на сцене появились JESSICA 93 (shoegaze, noise, new wave/post-punk/cold wave). Как мне объяснили знакомые французы, «93» в названии, это номер одного из самых неблагополучных округов в Париже. А вообще это one-man band совсем не опасного товарища Geoffroy Laporte, который играет на всех инструментах сам, плюс подложка, плюс примочки. Но для выступления на WGT он пригласил еще двух гитаристов. Концерт начался с хита «Asylum», основную мелодию для которого позаимствовали из вступления полузабытой ныне песни IRON MAIDEN. Как настоящие шугейзеры, все трое мало интересовались залом и были увлечены своей музыкой, а в конце выступления они вообще все повернулись спиной к залу. Но надо отдать парням должное, звук они производят очень достойный. Концерт проходил в Volkspalast Kantine, и я был в этом зале, вернее зальчике, впервые. Народу набилось битком, в том числе были замечены и «дарк-хипстеры».
А дальше в планах было провести весь день по соседству, в Kohlrabizirkus, и когда я туда пришел то увидел на сцене Rock/Synth/Industrial группу из Рейкьявика LEGEND, которые обычно являются завсегдатаями электронных фестов. Ну не готическая это банда, хоть ты тресни, поэтому и поставили их играть в этот день на «синт площадке». Я же вошел в зал под звуки их хита «Runaway Train» как раз вовремя, потому что его мне и хотелось услышать больше всего.
Потом был SOLAR FAKE. Вечно молодой (интересно, пьет ли он кровь молоденьких девственниц?) Свен (Sven Friedrich) выступал все в той же рубашке и жилетке и с теми же песнями, какие он обычно играет на своих концертах. Изюминками его выступления стал дует с Питером Шпиллесом (Peter Spilles), они вместе спели песню PROJECT PITCHFORK «Dividing Line», на которой голоса Свена практически не было слышно, а также ремикс на «Never Enough» от AESTHERTIC PERFECTION.
MESH – самый ожидаемый концерт дня. Словами сложно описать насколько хороши они живьем. Круто от начала и до конца. Скоро выходит их новый альбом, поэтому была надежда, что парни сыграют и что-то из новенького. И таки да! Они спели новую ритмичную гитарную песню «Kill Your Darlings», после чего за стойкой с мерчем народ стал активно скупать их новые майки с названием этого сингла на спине.
Ну а дальше лично мне уже стало не очень интересно. Впечатление от WELLE:ERDBALL, красивые тетки в пин-апных платьях, но их музыка для меня слишком проста и я не достоял даже до конца сета. На концерт MY DYING BRIDE я все равно не успевал, поэтому встретив после MESH'а друга Эдриана я поехал с ним в Агру на выступление PIL.
PIL (PUBLIC IMAGE LTD.), кто не в курсе, это пост-панк банда Джона Лидена (John Lyden), который Johnny Rotten, который из SEX PISTOLS. Пафосный чувак Джонни пренебрежительно поприветствовал готов в Агре и зарядил свой стандартный сетлист без излишних заигрываний и болтовни с залом. Звук им сделали хороший, играют они качественно, но «легенды» все равно оказались не особо интересны для меня. Джонни был одет в длинный наряд, напоминающий рясу, и стоял на постаменте, поэтому все его выступление казалось мне похожим на долгую панк-проповедь. Сюрпризом стала его старая песня «Death Disco», положенная на мелодию из «Лебединого Озера» Чайковского. Это был мой первый и, видимо последний, концерт PiL. Лучше бы я на дискотеку для старых готопердунов «When We Were Young» в Taubchenthal поехал, честное слово.
День 4
Понедельник на Треффене всегда грустный день, потому что начинаешь понимать, что фестиваль заканчивается, да и после предыдущих четырех дней алко-музыкального марафона бегать по концертам сил уже нет. Супер-интересных событий по понедельникам обычно тоже не бывает.
В Altes Landratsamt обещали пост-панк-инди программу, но я пошел только на первые две группы.
New Wave/Ambient/Gothic rock/Darkwave проект CHRISTINE PLAYS VIOLA, это пять парней из Италии. Зал на них забился до отказа, что меня сильно удивило, так как обычно в понедельник там всегда почти пусто. C тех пор как в группу пару лет назад взяли пятого участника, крутильщика ручек на примочках, музыка у них стала интереснее. Их программу я уже видел полгода назад в Мадриде и с тех пор в ней ничего особенно не поменялось, добавилась всего одна новая песня и кавер на JOY DIVISION «Atmosphere». Ну и вокалист еще стал поспокойнее и не трясет теперь постоянно руками над головой как обезьяна :)
LAMENT – если вы слушаете THE CURE, то вам точно понравится. ЛАМЕНТ это фанаты КЬЮР, играют как КЬЮР и название группы взяли из песни КЬЮР, сказать про них мне больше нечего. Но я люблю КЬЮР ;)
Дальше мне захотелось «колбасы» и я поехал на VAC в Agra. Концерт VELVET ACID CHRIST оставил двоякое впечатление. С одной стороны они сыграли любимые мною песни «Slut», «Caustic Disco» и «Fun With Drugs» (и клип тоже показали), но всякие технические накладки постоянно мешали смотреть выступление на одной волне.
Финал фестиваля поймал меня в Kohlrabizirkus. Напоследок остались готик-металлические монстры GOTHMINISTER и легендарные DAS ICH. И если у GOTHMINISTER все было так же, как и раньше, чувак вещал все с той же готической «трибуны» и постоянно носился по сцене, то DAS ICH подготовились лучше, – вынесли на сцену адскую ржавую железную конструкцию и огромный трезубец. К железной конструкции были приделаны стойки для синтезаторов, и Bruno Kramm постоянно двигал свою часть конструкции туда-сюда по сцене. Штефан (Stefan Ackermann) зачем-то рассказал залу о своей болезни, как был он близок к смерти и как хорошо, что до сих пор он живой. Все похлопали. Все мы там будем. Кульминацией для меня стала их величайшая «Gottes Tod».
Ну а дальше – хмурое утро, дождик, смывающий с Лейпцига черные краски радости, чемодан-автобус-самолет-домой.
Был рад видеть старых и новых друзей, до встречи в следующем году.
Автор: Михаил Новиков