В конце прошлого отчета о WGT я посетовал на то, что, мол, уже второй год подряд программа феста кошмарная и выразил надежду, что в 2020-м году организаторы исправятся. Как же ошибался…
Потому что в 2020-м году фестиваля вообще не было, и в 2021-м тоже, и только после относительного окончания пандемии COVID-19, в 2022-м WGT всё же сумел вернуться в Лейпциг. Но так случилась новая напасть спецоперация ВС на территории Украины, из-за чего фестиваль недосчитался как минимум 5 тысяч посетителей и почти всех гостей из России. Кроме нас, которые, преодолев все трудности, добрались-таки в этом году до Лейпцига чтобы увидеть закат европейской «готики»…
День первый (03.06.2022)
Первый день я хотел провести на основной площадке фестиваля в АГРЕ, где выступали LETZTE INSTANZ, SOLAR FAKE и IAMX, но вместо этого провел его то тут, то там, наблюдая за существенно меньшим, по сравнению с предыдущими годами, количеством «отдыхающих». Получив аккредитации и потусовавшись в городе, в районе шести вечера мы отправились на Black Market, который в этом году был удручающим. Мало того, что многие на него просто (ожидаемо) не приехали, но и те, кто приехал, торговали либо какой-то откровенной фигней, либо уже сто раз виденным-перевиденным, поэтому затариваться у них желания никакого не было, и, видимо, не только у меня. Потому что по сиротливо выглядящей полупустой площадке как сонные мухи неторопливо бродили вот прям СОВСЕМ мало людей, а что-то покупали и того меньше. Поняв, что в плане «готического шопинга» ловить в этом году нам нечего, я отправился с подругой в «поганую деревню» (pagan village), где жизнь, кстати, била ключом, и для тамошних тусовщиков, я уверен, если они не выбирались на другие площадки, в этом году вообще ничего не изменилось. Бани под открытым небом, правда, не было, зато всё остальное было как всегда торговые палатки со всякой всячиной, разнообразная жрачка и большая сцена, на которой сменяя друг друга выступали всеразличные «медиевальщики», в то время как на «малой сцене» в конце импровизированного рынка публику развлекали «трубадуры». Встретив там наших друзей, мы резко изменили планы и отправились с ними в MORITZBASTEI, на выступление американки RIKI.
Которая оказалась довольно интересной «romantic dark synth-pop» персоной в виниловых перчатках на всю руку и с голосом интересного тембра. Выступала она на сцене одна «под минус», эротично извиваясь у микрофона и исполняя довольно интересные, но я бы не сказал, что суперхитовые композиции. Кроме одной, безоговорочного хита 1974-го года «Porque te vas», но это, как понятно из года выпуска, совсем не ее песня, а испанской исполнительницы Jeanette. В версии RIKI, впрочем, она слушается интересно. Я не сказал бы, что лучше оригинала, но интересно :)
Решив не ехать обратно в Агру на IAMX, в итоге мы оказались в WESTBAD на выступлении AESTHETIC PERFECTION. Где был почти «биток», из-за чего я выбрал стратегическую позицию возле выхода, где хоть немного поддувало свежим воздухом с лестницы, и можно было слушать выступление американских EBM/aggrotech ветеранов с относительным комфортом. На WGT для меня это было их первое выступление, однако я уже видел коллектив вживую на Castle Party в 2013-м году, и там, скажу честно, «не проникся». Не особенно проникся их выступлением с вокалистом в странной черной панамке на голове я и тут, отметив для себя, что на альбомах в гораздо более «электронном» виде они звучат, по-моему, лучше, чем на концерте с живым ударником и агрессивной гитаркой. Прослушав семь песен, мы поняли, что пора ехать в давно уже облюбованный нами ресторан Zur Pleisenburg в центре города, чтобы божественной рулькой отметить первый день фестиваля, который прошел для нас смазано.
День второй (04.06.2022)
Второй день, впрочем, тоже прошел смазано, но уже по нашей вине, ибо увлекшись шоппингом и посиделками в новом для нас итальянском ресторане мы пропустили первую группу дня в Агре, ROTERSAND, приехав туда уже на выступление RABIA SORDA. Которые мне никогда, если честно, особо не нравились, поэтому после двадцатиминутного прослушивания ударных, но довольно однообразных «боевиков» коллектива, мной было принято решение отправиться в деревню «к викингам» и вернуться к выступлению следующей группы дня, WELLE:ERDBALL, которых я еще ни разу вживую не слышал.
Но альбомы которых у меня есть, пускай и не все, и которых мне реально было интересно послушать на концерте. Ну что ж, свое любопытство я удовлетворил, и на концерте коллектив особого шоу не выдал, если не считать, конечно, периодически делающих что-то по краям сцены двух девок на подтанцовке и подпевке. Их 8-битный «готик-поп», конечно, весьма прикольный, но в нормированных дозах, и целый концерт лично я не смог выдержать, срулив где-то на середине их выступления на улицу, отдыхать от духоты большого ангара, куда набилось уже, кстати, немало народу. И ожидалось еще больше на выступление хэдлайнеров легендарных VNV NATION.
На которых всегда в Агре был полный «биток», но в этом году в задних рядах можно было даже смотреть их с относительным комфортом, что лишний раз явилось доказательством упавшей посещаемости. Выступления Ронана я видел уже столько раз, что мне трудно подобрать какие-то новые слова и выражения для описания его очередного концерта. Всё было, если честно, как обычно то бишь на самом высоком профессиональном уровне. В сэтлисте стояли их самые известные хиты, Ронан все так же манипулировал залом, а поклонники всё так же выражали свой восторг после каждой исполненной им песни. Если и есть в мире хоть какая-то стабильность, то выступления VNV NATION это ее классический пример :)
С удовольствием постояв на их концерте час, под конец мы решили снова зайти в «деревню» на микро-проект участников TANZWUT под названием THEATRUM DIABOLI, который заключался в том, что под «волыночное» музыкальное сопровождение (а какое же еще? :)) на фоне высокого постамента разыгрывалась пантомима со скелетами на ниточках. Типа эдакое средневековое развлечение на пятнадцать минут. В принципе, интересно, но ничего сверхъестественного. На файршоу мы уже решили не оставаться и ретировались, как говорится, «в номера».
День третий (05.06.2022)
Чтобы в третий день со свежими силами поездить по окрестностям Лейпцига и вернуться в город ко второму выступлению в FELSENKELLER, где рубили уже виденные мной там же металлисты NACHTBLUT. Вообще, весь этот и последний день фестиваля на площадке FELSENKELLER играли металлисты, и я решил провести свое время именно там, о чем не пожалел. Ибо многие играли хорошо, даже несмотря на то, что в этот день с каждой новой группой количество народу все уменьшалось и уменьшалось. Так, на очень заводных и реально хитовых NACHTBLUT публики пришло очень прилично, и большинство явно приехали исключительно ради выступления своих метал-кумиров, потому что знали тексты и активно подпевали. А после окончания их концерта на площадке осталось не так уж и много людей.
Поэтому следующая группа дня, неоднократно так же мною виденная LACRIMAS PROFUNDERE, довольствовалась уже гораздо меньшим вниманием зрителей, которых было, наверное, раз в пять меньше, чем на предыдущем концерте. Так как их позднее «готик металлическое» творчество мне нравится чуть меньше, чем раннее «думовое», всё их выступление я смотреть не стал, послушав только пяток песен. Которые были вполне заводными и качественными, и народ воспринимал их вполне благосклонно, но лично мне хотелось чего-то более мрачного, готического :)
Чего я так и НЕ получил в этот день, потому что следующий коллектив вечера, которые вообще играли перед горсткой народа у сцены, были шведские хоррор-металлисты MISTER MISERY, непонятно зачем поставленные ко-хэдлайнерами. Непонятно потому, что магнитом для публики они явно не являлись, да и музыкальный материал их, прямо скажем, довольно посредственный. Во всяком случае за те полчаса, что я их отслушал, ни одного ЯВНОГО хита мне услышать не довелось, хотя музыканты всем своим видом пытались показать, что им всё очень нравится и они суперблагодарны пришедшей на них публике, лениво пошатывающейся в такт жестким риффам. На тот момент я думал, что по посещаемости ко-хэдлайнеров это был явный провал, но какого же было мое удивление, когда на хэдлайнеров вечера PYOGENESIS пришло ЕЩЕ МЕНЬШЕ народа, что был уже просто явный позор.
И это, на самом деле, очень обидно, потому что коллектив, в отличие от Мистера Мизери, реально хитовый, с богатым ростером отличных песен, но вынужденный выступать практически перед пустым залом в качестве хэдлайнера, что, конечно же, провальный провал. При этом музыканты делали вид, что всё в порядке, что их реально «прёт» на сцене и публика перед ними просто замечательная. И не важно, что смотрели их, ну может 30 человек. Их программа, как и все их выступления последнего времени, состояла в основном из композиций с поздних альбомов, но один хит из самого любимого мной диска группы, «Twinaleblood», они тоже исполнили, ну и на том спасибо. От их концерта я, конечно, получил удовольствие, и даже купил майку с cover-art'ом все из того же «Twinaleblood», но лично мне за музыкантов было очень обидно, ибо дальше уже падать, мне кажется, некуда.
День четвертый (06.06.2022)
Но это явно не проблема первой группы заключительного дня, SCHONGEIST, которые пока что могут только расти, и на выступлении которых народу было раза в два больше, чем на PYOGENESIS. Играли парни мелодичный «dark rock» с элементами NDH, что неудивительно, зная про их активную коллаборацию с вокалистом EISBRECHER Александром Вессельским (Alexander Wesselsky). В их музыке была не только приятная мелодика, но даже гитарные соло, что в последнее время встречается нечасто в музыкальном материале современных коллективов, а жаль.
Затем на сцену вышли колоритные участники dark (я бы даже сказал black) metal коллектива ENTER TRAGEDY, издающегося на лэйбле Бруно Крамма (которого я, кстати, встретил на выходе из FELSENKELLER) Danse Macabre, и с места в карьер начали рубить экстремальные сатанинские проповеди со стоящей на сцене «кафедры». Рядом с которой сидел на коленях грязный волосатый «раб», по ходу концерта творивший всякую дичь, вроде раскидывания в зал кусков мяса прямо на не ожидавших такого расклада зрителей. Которых в зале к тому времени уже было немало, и которые с энтузиазмом принимали довольно хитовые и заводные композиции группы, не стеснявшейся скриминга в своих песнях.
После «приблэкованных трагедийщиков» на сцену взошла группа ERDLING, довольно известная в среде любителей NDH, хотя коллективу всего-то 7 лет, за которые парни уже успели выпустить 5 полноформатных альбомов и пару EP. Такая дикая «производительность» не могла не сказаться на качестве материала, но на полноценный концерт хиты у них объективно имеются. БОльшую часть из которых они и исполнили, на радость пришедшей поддержать их публике, которая с удовольствием исполняла все команды вокалиста и активно ему подпевала. Мощно, напористо, зло они играли так, как и требует жанр, чем отлично «разогрели» зрителей перед выходом на сцену своих гораздо более известных коллег по цеху и музыкальному жанру, STAHLMANN.
Которые выбежали на сцену в своем обычном «серебряном» виде, они же ведь «люди из стали», и с энтузиазмом заиграли мощный и напористый NDH, местами неотличимый от композиций других известных коллективов жанра, вроде MEGAHERZ. Но тут уже издержки стиля, как говорится, ибо среди мегатонн такой музыки уже довольно сложно писать нечто реально свежее и выделяющееся. Поэтому весь концерт они играли «качовые» композиции, которые моментально выветривались из головы после их окончания, чтобы дать место новым песням в таком же стиле. У меня, например, есть почти все альбомы STAHLMANN, но попроси меня назвать хотя бы несколько хитов, и я не назову ничего, кроме одноименной композиции с их одноименного же дебютного альбома. Которую они исполнили, естественно, одной из первых. Народу пришло на них как на хэдлайнеров, немало, но по итогу они и стали хэдлайнерами этой площадки, потому что выступление «настоящих» хэдлайнеров UNZUCHT, которых я очень хотел посмотреть вживую, буквально в последний момент отменили, чему я сильно опечалился.
Но унывать не стал, и оперативно поехал в «деревню» на закрывающее выступление TANZWUT, от которых ничего, кроме позитива, ждать не стоит. И они его нам с лихвой предоставили, как всегда энергично и задорно отыграв свою суперхитовую программу из волынок, электроники, «тяжелых» гитар и живого ударника. Тойфель все такой же живчик, да и остальные музыканты от него не отстают, поэтому и хождение друг за другом с волынками, и прочие элементы их обычного перформанса оказались на месте, чему публика была несказанно рада. А я был рад, что «закрыл» фестиваль именно их выступлением, потому что альтернатива в лице COMBICHRIST меня как-то не вдохновляла.
Заключение
Двоякие чувства обуревают меня после поездки на этот WGT. С одной стороны отлично, что он вообще состоялся и мы на него попали, принимая во внимание непростую международную ситуацию. А с другой по многим параметрам фестиваль оказался провальным, с гораздо меньшим количеством посетителей и невысоким, с моей точки зрения, качеством предложенной программы. Я очень надеюсь, что в следующем, юбилейном для WGT, году, организаторы сумеют приготовить для нас что-то более интересное, и никакие внешние события не помешают его проведению. Надежда, как говорится, умирает последней… ;)
Автор: Сергей Меренков