Глеб Ельцов: Почему Вы выбрали для MOON FAR AWAY именно такое звучание сочетание народных мотивов и электронного ритма? Повлияло ли чьё-то творчество на этот выбор или это было самостоятельное решение?
Алексей Шептунов: То, как Вы сформулировали звучание MOON FAR AWAY, во-первых, результат достаточно долгого пути, пройденного проектом на сегодняшний день. В частности, первые два альбома, как мне кажется, довольно сложно подогнать под это определение. Во-вторых, нынешнее звучание – не окончательный итог нашего развития, и я вполне могу себе представить, что мы когда-нибудь запишем, например, полностью акустический альбом, или диск, начисто лишенный внешних «этнических» элементов. Тем не менее, Вы правильно уловили суть того огромного поля, выбранного нами для экспериментаторства, – это сочетание Традиции, в разных ее проявлениях, и постоянно развивающейся Технологии, как атрибута эпохи постмодерна. Это не всегда происходит на уровне сочетания звуков, но на уровне замысла, идеологии – всегда. Главная наша цель, при этом, создать некий современный вариант духовной музыки, соответствующей традиционным канонам этого слова, но при этом актуально звучащей.
ГЕ: Альбом «Беловодие» и сингл «Новый гимн России» заметно отличаются по своему звучанию от предыдущих дисков MOON FAR AWAY. Что это, новый этап творчества, или шаг в сторону?
АШ: Это, повторюсь, просто новый этап развития, который, однако, совершенно не противоречит направлению, взятому проектом изначально. Мне бы очень хотелось, чтобы все, на чем стоит клеймо MOON FAR AWAY, все наши альбомы (исключая, разумеется, совместные проекты с другими музыкантами и ремиксы) воспринимались как единый, связанный на глубинном уровне, гипертекст. Наш проект, как живое существо, растет, развивается, формируется как личность и опосредованно влияет на окружающее его пространство, но никогда не противоречит сам себе.
Что же касается соотношения «Беловодия» и «Нового Гимна России» даже они отличаются по звучанию и являются последовательными этапами развития MOON FAR AWAY. Сингл в этом плане является неким связующим звеном между «Беловодием» и новым альбомом «Minnesang».
ГЕ: Раз уж речь зашла о творчестве, то сложно удержаться от наверняка поднадоевшего вопроса. Я слышал про подготовку к выпуску нового альбома. Когда примерно планируется это событие или работа над материалом еще не закончена? Каким Вы хотите видеть свой следующий диск?
АШ: Новый альбом будет, наверное, самым многоплановым и одновременно целостным. Эта работа, оставаясь неизменной по своей идее во время процесса воплощения, несколько раз претерпевала в моем сознании изменения в плане понимания того, как она должна звучать. За это время в коллективе два раза сменилась вокалистка, я изменял уже записанные вокальные партии и их сочетание, добавлял живые инструменты. При этом я думаю, что новый диск будет наиболее лиричным и личным из всех, записанных нами ранее, в нем, помимо использования стихов наших любимых авторов, будет много авторских текстов на русском языке. Я давно отказался от четких ответов на вопрос, когда это будет реализовано в окончательном виде. Думаю, что целостное звучание нового альбома даже для меня определится окончательно в самый последний момент, но тем интереснеее над этим проектом работать.
ГЕ: Хотелось бы узнать, как принимает вас публика на концертах, где, на Ваш взгляд, самый «тёплый приём»?
АШ: Я не могу припомнить ни одного нашего выступления, которое можно было бы назвать провальным с точки зрения реакции публики. Иногда, хотя и редко, бывают проблемы только с одним – публика в конкретном городе может оказаться просто не готовой к восприятию подобного арта. Это случается тогда, когда люди приходят послушать отвлеченные фолк, готику, или эмбиент – то, как они представляли себе Moon Far Away по афише или информации в Интернете, а слышат нечто, не укладывающееся в их понимание этих жанров. Ибо наш проект, в принципе подходя под все эти определения, все-таки выходит за их рамки, создавая нечто инновационное и индивидуальное. В этом и состоит, так сказать, постмодернистская составляющая нашего творчества, а люди в большинстве своем до сих пор боятся чего-то нового, не подпадающего под четкие определения.
В плане же географии нас очень тепло принимают везде, от Польши и Германии, до Сибири. Думаю, это происходит из-за того, что наша музыка обращена прежде всего к человеческому сердцу. Однако, если вы, при этом, обладаете еще знанием языков и способны уловить культурный контекст, скрытые цитаты, то ваше восприятие творчества MOON FAR AWAY будет куда более полным.
ГЕ: Ну и напоследок хотелось бы узнать Ваше мнение о новых Neofolk/Darkwave коллективах. Кто вам наиболее симпатичен, в ком Вы видите благодатные «зёрна»?
АШ: Вообще, я слушаю огромное количество самой разнообразной музыки, главным образом чистый глубинный фолк, экспериментальную электронику, пост-панк, а в последнее время много пост-рока. Если говорить о самых интересных релизах неофолк и дарквэйв-сцены последнего времени, то, прежде всего, выделю то, что выходит под крылом чудесного лейбла Ahnstern. Им удается находить группы, часто идущие параллельным с MFA курсом и исповедующие близкую лично мне стилистику, коллективы, за развитием которых очень любопытно наблюдать. Особо выделю недавний дебютный альбом восхитительной греческой группы TETHRIPPON, а также последние работы SANGRE CAVALLUM и WERKRAUM. 2009-й также порадовал новым альбомом итальянцев IANVA, который вполне заслуживает звания «диска года», а еще прекрасными альбомами ROSE ROVINE E AMANTI, SIX ORGANS OF ADMITTANCE, VON THRONSTAHL, H.E.R.R.. Неплохое впечатление произвели последние работы ROME, а на немецкой сцене лучшие сегодня, на мой взгляд, TRAUM’ER LEBEN. Всегда слежу на новыми работами великого греческого певца и музыканта PSARANTONIS, но это уже чистый фолк, обладающий небесной глубиной. Российская сцена в этом году как-то особо не радовала, выделю лишь польский релиз SUNSET WINGS и новые работы хора СИРИН, хотя последний, конечно, к неофолку отношения не имеет.
Автор: Глеб Ельцов