Untoten. Моя тоска и моя любовь, несмотря на последние их релизы пресный Zeitmaschine и непонятный Like A Lost Child. Но в Grabsteinland V я почувствовала солоноватый привкус крови – черт возьми, это прежние Untoten! Очевидно, что ненадолго и не насовсем. Такой камбек очень похож на спиритический сеанс – человека уже нет, а медиум вытаскивает его душу из небытия, заставляя общаться с миром живых. И даже не знаешь, что это идеомоторный акт, спровоцированный чувством тоски, или же действительно «вести с того света». То же самое с Grabsteinland V – на каких-то треках я отчетливо слышу некро-флер, который благополучно закончился еще на третьей части Grabsteinland, а на других понимаю, что уж слишком дотошно его ищу и порой, что называется, «притягиваю за уши» эти давно утерянные ощущения.
Пятый Grabsteinland начинает повествование с интро в духе Карпентера Erdenwurm – с жутковатыми поскрипываниями, завыванием и прочим. Все это перетекает в трек Nur du allein – все довольно динамично, с запоминающимся мотивом и характерной вокальной линией Греты. На самом деле, это удачный Schwarze Szene хит, и вполне разумно было начать альбом именно с него. Wenn das Eis zerbricht впечатляющ, величествен и строг, как глыба льда, и его клавишные переливы обжигающие, как вода полярных морей. Waldgänger – интересный dark cabaret/gothic metal/sympho экзерсис, который дает нужные настроения и тон для последующих треков. Mit eigenen Augen и Der geheime Ort – мои личные проводники в прошлое, именно этими треками Untoten случайно, а может быть, нарочно воссоздали атмосферу таких своих ранних работ, как Nekropolis, Schwarze Messe, Vampire Book. И она всегда хорошо перекликалась с эстетикой кинохорроров 80-х начала 90-х (поскольку и была инспирирована именно ей), поэтому «саундтрековый» опус Nur ein Vers geblieben воспринимается достаточно органично. Кроме того, здесь присутствует вокал Дэвида именно в таком виде, в каком мы его не слышали уже давно – спокойный, чуть меланхоличный, вкрадчивый.
Wölfe des Abends – экспрессивная, драматическая баллада, которую также будут широко цитировать и отмечать как хит на данном альбоме. Равно как и Wolfsblut – трек полный тревоги, мистики, крови, лунного света и ликантропии. После всего этого Im Grabsteinland (Verzeih) воспринимается как рассвет после ночи ужаса и страх, торжество жизни, а Pars pro Toto – стремительное осознание потери. Runenlied выбивается из всего этого эпоса своим folk звучанием, но, так как это уже почти завершение альбома, то некритично. К тому же сам по себе трек превосходен.
Удивительно. Стоило поставить на Untoten крест надгробный камень, как для них началась новая жизнь. Пускай и по ту сторону. Один из лучших релизов уходящего года.
Оценка: 9/10
Автор: Viola Noir