Альбом «Runaljod Ragnarok» призван завершить трилогию Эйнара Сельвика, с которой, собственно, и начался проект Wardruna в 2003-м году. Сельвик, будучи человеком идейным и увлеченным, создал монументальный труд, основанный на древнескандинавском фольклоре с его духовными, спиритуалистическими аспектами. Помимо всего прочего, Сельвик периодически читает лекции по рунологии, поэтому данный триптих он построил в соответствии с рунической системой Старшего Футарка, разбив его на периоды. Рассматривать «Ragnarok» как очередной релиз Wardruna вне контекста двух предыдущих частей нелепо. Поэтому данный обзор будет касаться всего произведения «Runaljod» с акцентом на его последнюю главу «Ragnarok».
Итак, проект Эйнара Сельвика Wardruna явление уникальное не только в музыкальном плане. Dark ambient/neofolk/pagan c большим вниманием к философским аспектам были и до этого, но в них не было той аутентичности и скрупулезности, которая присуща Wardruna. Здесь каждый звук, каждое слово, каждый элемент четко выверен и находится на своем месте. Первая глава «Gap Var Ginnunga» вышла в 2009 году, сразив целевую аудиторию наповал. По концепции трилогии эта глава рассказывает о зарождении мира из бездны, перворождении. Здесь в 10 треках описываются 9 рун (+ своеобразное интро «Ar Var Alda»), которые представляют первичный цикл жизни уходят льды, в бесплодную прежде землю падают семена, пробиваются первые ростки, вода и солнце дают необходимые им силы. Чисто интуитивно здесь хочется выделить «Hagal» – торжественность, шум града и шум воды, иллюстрация неудержимой стихии, способная погубить, и, как ни странно, «Kauna» более приземленная композиция, более очевидная, воодушевляющая в чем-то. Следующая глава «Yggdrasil» по логике должна определить быт, точнее, его формы, определение своего места в этом мире. Здесь еще 9 рун, а также вступление «Rotlaust Tre Fell» и послесловие «Helvegen». Интересно, что по концепту это должна быть весьма непростая глава с обращением к сложным духовным материям, но в плане саунда она чуть динамичнее, мягче, в альбоме нет строгой «ледяной» монохромности «Gap Var Ginnunga». Здесь очевиден акцент на вокальные линии и, естественно, на лирику. И вот нас настигает «Ragnarok».
С мирской точки зрения обычного слушателя эта часть была ожидаемой, ибо сейчас Wardruna крайне популярны, котируемы везде и всюду. Кроме того, многие хотели наконец-то «собрать» трилогию и окунуться в мистическую действительность норвежских фьордов с головой, одним сеансом. «Ragnarok» фатальная гибель всего и вся. И иллюстрация этих 9 рун звучит соответственно эта мощь чувствуется с «Tyr». Треск костра перерастает в пугающий звук рога, подхватывается ударными, и мы слышим литания к Всеотцу. «UruR» подхватывает эту возвышенную, определенно, драматичную атмосферу, разбавляя жуткими анималистическими звуками, чтобы сковать ее во льды. Опять же, руководствуясь личными ассоциациями очаровывающая, холодная смерть таким видится мне «Isa», этим меня и впечатляет этот трек. «MannaR: Drivande» и «MannaR: Liv» являются здесь неким водоразделом. Сельвик решил разбить толкование этой руны на две части, и это вполне оправданно. «Drivande» завершает пространную, сверхъестественную первую часть главы, а «Liv» начинает описание земной жизни. «Raido» уже знаком по шикарному видеоряду, который как нельзя лучше раскрывает суть этой руны. И да вся мелодичность, красота альбома сосредоточены именно здесь.
«Pertho» с его неспешным, пронзительным, ритмичным повествованием перетекает в «Odal» торжественный опус, где мы слышим детские голоса, а затем кульминация гимн новой жизни, возрождения «Wunjo». И эпилог одноименный «Runaljod».
Даже если Wardruna не пойдут дальше этой трилогии, сосредоточившись на концертах и саундтреках (но я очень надеюсь, что коллектив все-таки продолжит творческую деятельность), они уже вписали свое имя в историю. Ибо трилогия «Runaljod» впечатляющее своими масштабами, развернутое, целостное произведение, которое еще и имеет прикладной смысл. И прецедентов ему не будет еще долгое время.
Оценка: 10/10
Автор: Viola Noir